Перейти к основному контенту
Мурманск⁠,

Руководство мурманского порта заявило о низкой рентабельности предприятия

Фото: РБК Мурманск
Фото: РБК Мурманск

Мурманский морской торговый порт (ММТП) живет в условиях снижения прибыли, и в ближайшей перспективе стабилизации грузопотока с возвратом к показателям прошлых лет вряд ли удастся достичь. Об этом РБК Мурманск заявил директор Мурманского балкерного терминала и Мурманского морского торгового порта Павел Олейник.

«Мы живем в условиях низкой рентабельности. В целом порт сейчас остается рентабельным, но наша рентабельность в два раза меньше, чем у портов-конкурентов (Санкт-Петербурга или Черного моря), потому что прибыль «съедает» тариф на железнодорожные перевозки. Такого стабильного грузопотока, с каким мы жили последние десятилетия, у нас теперь нет. Приходится повышать адаптивность, потому что ситуация вряд ли будет более стабильной», — сказал Олейник, комментируя итоги работы предприятия за 2025 год.

Не инвестиции, а умение адаптироваться

С января по ноябрь 2025 года грузооборот Мурманского морского торгового порта составил 9,3 млн т. Значительную долю — 77,4% — в структуре по-прежнему занимает уголь. При этом снижение объемов перевалки угля на предприятии наблюдают с 2024 года. Именно тогда руководство ММТП начало работу над диверсификацией грузопотока.

АО «Мурманский морской торговый порт» обеспечивает круглогодичное судоходство для судов водоизмещением до 200 тыс. т. Мощности порта созданы для навалочных и генеральных грузов самого широкого спектра, в том числе крупнотоннажных и длинномерных. С 2024 года ММТП входит в группу «Портовый альянс».

К концу 2025 года порт нарастил долю железорудного концентрата в структуре поставок: на него приходится порядка 20% оборота ММТП, хотя годом ранее она не превышала 5%. По оценкам ММТП, доля обрабатываемого ЖРК в следующем году продолжит расти. Тем не менее, на предприятии отмечали, что увеличение отгрузки ЖРК не восполнит выпадение основных грузов, в частности, угля, который входит в основную грузовую базу торгового порта.

К концу года ММТП рассчитывает довести грузооборот до 10 млн т. Что касается Мурманского балкерного терминала — он, по прогнозам руководства, примет почти 3 млн т к концу года. Больше половины грузов (55%) приходится на минеральные удобрения, еще 31% — на апатитовый концентрат.

ООО «Мурманский балкерный терминал» (входит в АО «Портовый альянс») специализируется на перевалке минеральных удобрений. Мощность перевалки в год составляет 8,4 млн т. Терминал имеет три вида складов общей вместимостью 158 тыс. т. На территории терминала расположены три грузовых причала с общей протяженностью 677 м.

В конце декабря 2025 года МБТ опробовал новую для порта Мурманска технологию одновременной погрузки калия в разные трюмы прибывшего судна. Первая партия в 35 тыс. т была отгружена 21 декабря, а общие объемы перевалки калийных удобрений из Центральной России на экспорт в Южную Америку составят 1,5 млн т в течение следующего года. Контракт на предприятии называют примером «комплексных решений», за счет реализации которых порт остается привлекательным для действующих и потенциальных партнеров.

«Сегодня порту нужны не инвестиции, а умение адаптироваться. Мы сумели перенастроить внутреннюю работу, чтобы предлагать комплексные решения по сопровождению — по сути, это целая логистическая цепочка, выстроенная под конкретную задачу, которая зачастую позволяет клиентам экономить время или деньги», — комментирует Олейник.

Конкретных мер нет

Упомянутые комплексные решения держат предприятие на плаву, однако оценивать перспективы на 2026 год в ММТП пока не готовы — как и распространяться о том, какие еще грузы предприятие планирует обрабатывать в ближайшие годы. Диверсификация грузопотока остается в приоритете: гендиректор предприятия отметил, например, что «есть осторожный оптимизм» в отношении контейнерных перевозок. Однако четкие договоренности в этом отношении в ММТП смогут озвучить лишь в первой половине следующего года. При этом контроль расходов на предприятии в последние годы стал жестче и строже, отметил Олейник.

Комплексное развитие порта Мурманска включено в федеральные мастер-планы опорных городов. Кроме того, провести модернизацию портовых мощностей в городах, расположенных вдоль Севморпути и формирующих Трансарктический транспортный коридор, поручал президент РФ Владимир Путин. Однако пока, как сообщают в торговом порту, четких решений по итогам поручений в отношении предприятия принято не было.

«Конкретных государственных мер и реальных решений в отношении порта Мурманска пока нет. Да, есть планы по развитию всего Севморпути — но нужно смотреть, как это вообще будет реализовываться. Возможно, скажу крамольную вещь: но на сегодняшний день, в тех экономических условиях, которые есть у нас, существование порта в Мурманске совершенно нецелесообразно. Железнодорожные тарифы, досмотр судов в открытом море — такое ощущение, что порт никому не нужен. Будто никаких экономических оснований для его существования нет — везти через Мурманск дорого и стоит больших усилий», — подчеркивает гендиректор ММТП.

Частично решить проблемы порта Мурманска мог бы пересмотр тарифов на железнодорожные перевозки: именно они делают транспортировку грузов через гавань Заполярья нерентабельной. Руководство ММТП полагает, что пересмотр тарифов на перевозку железной дорогой для всего направления Мурманска или в целом Севера России под конкретные грузы или поставщиков мог бы сгладить ситуацию. Однако у РЖД, отмечают в морском торговом порту, своя конъюнктура и свои основания для тарификации.

Снизить тарифы на грузовые железнодорожные перевозки по маршруту Север — Юг в 2025 году предлагали губернаторы ряда российских регионов. Северные порты сегодня значительно уступают в конкуренции балтийским из-за длинного железнодорожного плеча, которое увеличивает стоимость перевозок в два раза. А ожидаемый запуск полной мощности морского терминала Лавна в Мурманске, как заявляли в ММТП, способен лишь усугубить положение предприятия.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 24 декабря
EUR ЦБ: 92,81 (-0,05)
Инвестиции, 17:46
Курс доллара на 24 декабря
USD ЦБ: 78,59 (-0,73)
Инвестиции, 17:46
Все новости Мурманск
Трехкратный чемпион Европы по биатлону умер в 27 лет Спорт, 20:10
Медведев словом «отрезвление» оценил миротворческие заявления лидеров ЕС Политика, 20:02
Ротенберг поздравил Гусева с назначением на пост тренера «Динамо» Спорт, 19:55
Насколько далеко Трамп может зайти в попытках добиться отставки Мадуро Политика, 19:53
Что такое экзосомы и какую роль они играют в косметологии РБК и КИТ МЕД, 19:46
Премьер Гренландии рассказал, что грустит из-за притязаний США на остров Политика, 19:43
Трое погибли в Белгородской области при атаке дрона Политика, 19:41
Новый год — с новыми силами
Как правильно отдыхать?
Узнать на интенсиве
Bloomberg сообщил о рекордном экспорте нефти из России за два года Политика, 19:34
Как устроен полный цикл производства шин РБК и Ikon Tyres, 19:20
Токаев предложил Казахстан как площадку для мирных переговоров Политика, 19:17
Полузащитник «Спартака» забил победный гол в матче Кубка Африки Спорт, 19:17
Степашин заявил, что Газзаев будет помогать главному тренеру «Динамо» Спорт, 19:03
Начните с малого: подборка акций до 1000₽ #всенабиржу!, 19:00
Генштаб ВСУ объяснил отступление из Северска Политика, 18:47