Руководство мурманского порта заявило о низкой рентабельности предприятия
Мурманский морской торговый порт (ММТП) живет в условиях снижения прибыли, и в ближайшей перспективе стабилизации грузопотока с возвратом к показателям прошлых лет вряд ли удастся достичь. Об этом РБК Мурманск заявил директор Мурманского балкерного терминала и Мурманского морского торгового порта Павел Олейник.
«Мы живем в условиях низкой рентабельности. В целом порт сейчас остается рентабельным, но наша рентабельность в два раза меньше, чем у портов-конкурентов (Санкт-Петербурга или Черного моря), потому что прибыль «съедает» тариф на железнодорожные перевозки. Такого стабильного грузопотока, с каким мы жили последние десятилетия, у нас теперь нет. Приходится повышать адаптивность, потому что ситуация вряд ли будет более стабильной», — сказал Олейник, комментируя итоги работы предприятия за 2025 год.
Не инвестиции, а умение адаптироваться
С января по ноябрь 2025 года грузооборот Мурманского морского торгового порта составил 9,3 млн т. Значительную долю — 77,4% — в структуре по-прежнему занимает уголь. При этом снижение объемов перевалки угля на предприятии наблюдают с 2024 года. Именно тогда руководство ММТП начало работу над диверсификацией грузопотока.
К концу 2025 года порт нарастил долю железорудного концентрата в структуре поставок: на него приходится порядка 20% оборота ММТП, хотя годом ранее она не превышала 5%. По оценкам ММТП, доля обрабатываемого ЖРК в следующем году продолжит расти. Тем не менее, на предприятии отмечали, что увеличение отгрузки ЖРК не восполнит выпадение основных грузов, в частности, угля, который входит в основную грузовую базу торгового порта.
К концу года ММТП рассчитывает довести грузооборот до 10 млн т. Что касается Мурманского балкерного терминала — он, по прогнозам руководства, примет почти 3 млн т к концу года. Больше половины грузов (55%) приходится на минеральные удобрения, еще 31% — на апатитовый концентрат.
В конце декабря 2025 года МБТ опробовал новую для порта Мурманска технологию одновременной погрузки калия в разные трюмы прибывшего судна. Первая партия в 35 тыс. т была отгружена 21 декабря, а общие объемы перевалки калийных удобрений из Центральной России на экспорт в Южную Америку составят 1,5 млн т в течение следующего года. Контракт на предприятии называют примером «комплексных решений», за счет реализации которых порт остается привлекательным для действующих и потенциальных партнеров.
«Сегодня порту нужны не инвестиции, а умение адаптироваться. Мы сумели перенастроить внутреннюю работу, чтобы предлагать комплексные решения по сопровождению — по сути, это целая логистическая цепочка, выстроенная под конкретную задачу, которая зачастую позволяет клиентам экономить время или деньги», — комментирует Олейник.
Конкретных мер нет
Упомянутые комплексные решения держат предприятие на плаву, однако оценивать перспективы на 2026 год в ММТП пока не готовы — как и распространяться о том, какие еще грузы предприятие планирует обрабатывать в ближайшие годы. Диверсификация грузопотока остается в приоритете: гендиректор предприятия отметил, например, что «есть осторожный оптимизм» в отношении контейнерных перевозок. Однако четкие договоренности в этом отношении в ММТП смогут озвучить лишь в первой половине следующего года. При этом контроль расходов на предприятии в последние годы стал жестче и строже, отметил Олейник.
Комплексное развитие порта Мурманска включено в федеральные мастер-планы опорных городов. Кроме того, провести модернизацию портовых мощностей в городах, расположенных вдоль Севморпути и формирующих Трансарктический транспортный коридор, поручал президент РФ Владимир Путин. Однако пока, как сообщают в торговом порту, четких решений по итогам поручений в отношении предприятия принято не было.
«Конкретных государственных мер и реальных решений в отношении порта Мурманска пока нет. Да, есть планы по развитию всего Севморпути — но нужно смотреть, как это вообще будет реализовываться. Возможно, скажу крамольную вещь: но на сегодняшний день, в тех экономических условиях, которые есть у нас, существование порта в Мурманске совершенно нецелесообразно. Железнодорожные тарифы, досмотр судов в открытом море — такое ощущение, что порт никому не нужен. Будто никаких экономических оснований для его существования нет — везти через Мурманск дорого и стоит больших усилий», — подчеркивает гендиректор ММТП.
Частично решить проблемы порта Мурманска мог бы пересмотр тарифов на железнодорожные перевозки: именно они делают транспортировку грузов через гавань Заполярья нерентабельной. Руководство ММТП полагает, что пересмотр тарифов на перевозку железной дорогой для всего направления Мурманска или в целом Севера России под конкретные грузы или поставщиков мог бы сгладить ситуацию. Однако у РЖД, отмечают в морском торговом порту, своя конъюнктура и свои основания для тарификации.
Снизить тарифы на грузовые железнодорожные перевозки по маршруту Север — Юг в 2025 году предлагали губернаторы ряда российских регионов. Северные порты сегодня значительно уступают в конкуренции балтийским из-за длинного железнодорожного плеча, которое увеличивает стоимость перевозок в два раза. А ожидаемый запуск полной мощности морского терминала Лавна в Мурманске, как заявляли в ММТП, способен лишь усугубить положение предприятия.