Директор ММТП Олейник: пуск Лавны усилит недогруженность портов Мурманска
По итогам 2024 года грузооборот Мурманского морского торгового порта (ММПТ) снизится на 21,8% по сравнению с 2023-м и составит порядка 13,6 млн тонн, рассказал в интервью РБК Мурманск директор ММТП Павел Олейник. Он отметил, что минимальную рентабельность порту обеспечивает перевалка 12−14 млн тонн грузов в год при потенциальной пропускной способности мощностей 24 млн. тонн.
Главная причина снижения объемов обработки грузов ММТП, по мнению Павла Олейника, заключается в усиливающейся между портами РФ конкуренции на фоне общего снижения грузопотоков. По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот портов России за январь—ноябрь 2024 года уменьшился на 2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, причем порты Арктического бассейна потеряли вдвое больше — 4% от прошлогоднего объема переработки грузов.
Основным отрицательным фактором является удаленность Мурманска от мест зарождения грузов, считает директор ММТП. «Среди всех портов Северо-Запада Мурманск сегодня — самое затратное направление для экспорта угля, при том, что именно уголь составляет две трети загрузки наших мощностей», — пояснил Павел Олейник. По его словам, конъюнктура цен на уголь на мировом и внутреннем рынке в последние месяцы была такова, что цена FОB (free on board или цена груза на борту судна) в Мурманском порту была отрицательной для грузовладельцев, мешая успешно конкурировать с портами Балтики и Черного моря.
Ситуация для мурманских портов может усугубиться после запуска специализированного угольного терминала Лавна, старт которого запланирован на начало 2025 года. По словам Павла Олейника, при разработке планов строительства Лавны целевой рынок угля находился в Европе и в связи с этим ставилась задача увеличения экспорта. «Тогда в Мурманске ожидались потоки грузов, сегодня их нет, поэтому речь не идет об увеличении экспорта, а фактически о перераспределении исчезающей грузовой базы. Новый терминал будет работать на том же рынке и с тем же углем. Полагаю, что они столкнутся с теми же проблемами, что и мы», — сказал он в интервью РБК Мурманск.
Павел Олейник напоминает, что в перспективе двух лет будет расширена пропускная способность железных дорог Восточного полигона, вследствие чего порядка 80-100 млн тонн грузов, которые сейчас едут на Запад, перераспределятся на Восток. Он добавил, что не видит перспектив для ММПТ в замещении угля контейнерами, учитывая специализацию и уровень развития мощностей грузового порта в Санкт-Петербурге.
Лавна на низком старте
Вместе с тем, власти Мурманской области не видят рисков для запуска порта Лавна, о чем сообщил глава региона Андрей Чибис. При этом, губернатор не стал раскрывать подробности запуска терминала. «Раньше говорили, что деньги любят тишину. Сейчас можно сказать: инвестпроекты любят тишину», — процитировало Чибиса агентство «Интерфакс». Ранее в интервью «Интерфаксу» губернатор Мурманской области сообщил, что порт «Лавна» «в декабре ожидает первый груз, все разрешения для работы первой технологической линии комплекса получены, пусконаладка завершена».
В марте 2024 года стало известно о намерениях разработать мастер-план второго этапа развития порта Лавна, В Минвостокразвития РФ пояснили, что создание новых мощностей терминала обусловлено высоким спросом на угольную продукцию, а также минеральные удобрения и генеральные грузы.
Строительство порта Лавна и железнодорожных подходов к нему началось в 2018 году. Общая стоимость проекта, реализуемого Государственной транспортной лизинговой компанией, составляет около 78,5 млрд руб., из которых 12,9 млрд руб. выделила госкорпорация ВЭБ.РФ.
Порт Лавна является якорным проектом Мурманского транспортного узла. Конечная цель проекта — создание действующего круглогодично глубоководного морского хаба — центра по переработке грузов, который будет интегрирован в международный транспортный коридор Север — Юг.