Порт Лавна намерен стать единственным угольным терминалом Мурманска

Морской порт Лавна, расположенный на западном берегу Кольского залива, намерен стать единственным терминалом, через который будут осуществлять перевалку угля в Мурманске. Об этом на встрече с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом заявил генеральный директор Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Михаил Парнев.
Парнев отметил, что ключевой задачей является выход порта Лавна в 2026 году на проектную мощность в 18 млн т. На сегодняшний день проект готов на 95%, в строительстве задействованы почти 1 тыс. специалистов. РБК Мурманск опросил экспертов и выяснил, как работает Лавна и какие последствия могут возникнуть при переносе угольной перевалки из центра Мурманска, где функционирует АО «Мурманский морской торговый порт».
Что с Лавной после запуска
Первую партию угля из Лавны отгрузили в марте 2025 года и, по состоянию на конец августа, терминал обработал 650 тыс. т грузов. Для сравнения, до введения санкций грузооборот АО «Мурманский морской торговый порт» (АО «ММТП») только за апрель 2021 года составил 1,7 млн т. В ООО «Морской торговый порт "Лавна"» («МТП Лавна») отказались раскрывать РБК Мурманск показатели работы терминала по состоянию на октябрь текущего года.
По информации издания «Коммерсант», основная компания, которая отгружает уголь через Лавну, — АО «Угольная компания "Сила Сибири"», которое учредил Борис Гутцов. Он же является бенефициаром Центра развития портовой инфраструктуры — одного из учредителей «МТП Лавна».
В сентябре РБК сообщал, что Центр развития портовой инфраструктуры выкупил у компании «СДС-Уголь» 25% в капитале «Морского торгового порта "Лавна"» и стал владеть 95%. Еще 5% принадлежат ГТЛК.
В 2025 году ООО «МТП Лавна» стало участником нескольких судебных разбирательств. Санкционное давление повлияло на строительство порта, к которому привлекали иностранные компании. В частности, в конце марта порт подал иск в Арбитражный суд Мурманской области о взыскании убытков с «Тиссенкрупп Индастриал Солюшнс АО» из Германии и «ЛНК Индастриз» из Латвии. Истец требует взыскать в солидарном порядке с немецкой и латвийской компаний убытки в размере €8,8 млн, составляющие авансовые платежи за монтаж и шефмонтаж оборудования. Следующее заседание по делу назначено на 11 ноября.
«МТП Лавна» также стал ответчиком по четырем арбитражным делам, где истцом выступает московская компания «АМР-Спецтехника». В августе и сентябре 2025 года компания направила три заявления о взыскании с порта разницы между минимальным гарантированным и фактически предоставленным объемом услуг, а также долга по договорам грузообработки на сумму 47,7 млн руб. В конце сентября «АМР-Спецтехника» обратилась в суд с четвертым иском, по которому намерена взыскать 193 млн руб. в рамках договора оказания услуг по грузообработке.
В ответе на запрос РБК Мурманск руководство «Морского торгового порта "Лавна"» пояснило, что терминал расторг договор с «АМР-Спецтехника», так как с середины мая 2025 года исполнитель перестал осуществлять выгрузку вагонов из-за отсутствия топлива для своей техники и необходимого числа работников для эксплуатации перегрузочной техники. «В судебных исках ООО «АМР-Спецтехника» претендует на получение необоснованных дополнительных оплат в результате нарушения своих же обязательств», — уточнили в организации.
Не углем единым
Вопрос переноса перевалки угля из центра Мурманска, где расположены мощности Мурманского морского торгового порта, обсуждался на протяжении последних лет. Особо активно тему стали прорабатывать к запуску терминала Лавна, где используется, в числе прочего, закрытая перевалка, сокращающая выбросы угольной пыли.
В августе 2024 года губернатор Мурманской области Андрей Чибис на фоне завершения строительства порта Лавна попросил президента РФ Владимира Путина о поэтапном переносе перевалки угля из центра Мурманска на западный берег Кольского залива. По мнению главы региона, уголь в ММТП следует заменить более безопасными видами грузов.
В конце прошлого года исполнительный директор АО «ММТП» Павел Олейник прогнозировал, что на фоне снижения грузооборота после запуска специализированного угольного терминала Лавна ситуация для мурманских портов может усугубиться. Он напомнил о том, при разработке планов строительства Лавны целевой рынок угля находился в Европе, в связи с чем ставили задачу по увеличению экспорта.
Профессор Высшей школы бизнеса Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Александр Колик в разговоре с РБК Мурманск подчеркнул, что создание угольного порта Лавна является частью проекта комплексного развития Мурманского транспортного узла, поэтому взаимоотношения «старого» (АО «Мурманский морской торговый порт» — прим. ред.) и «нового» порта не должны рассматриваться через призму конкуренции. «Лавна имеет ряд преимуществ. Во-первых, это более высокая мощность (18 млн т. у Лавны против 15 млн т у терминала ММТП) и производительность перегрузочного оборудования, а также глубина причала (21 м против 15,7 м), позволяющая принимать балкеры класса Capesize. Во-вторых, необходимо отметить высокую экологичность нового терминала, которая достигается за счет использования закрытых галерей и пересыпных станций, наличия системы улавливания угольной пыли и водного орошения с очисткой воды, а также расположения вне пределов города на западном берегу Кольского залива», — считает Александр Колик.
Эксперт также отмечает, что для угля, который относится к дешевым грузам, стоимость перевалки и размер судовой партии существенно влияют на эффективность экспортной сделки. «Полное переключение отгрузки угля на терминал Лавна представляется вполне разумным решением, даже если реализуются прогнозы, предсказывающие некоторое снижение морского экспорта угля (на 10% к 2030 году). При этом существующий ММТП получит возможность развития мощностей для переработки других грузов, в частности, контейнеров импортного направления, доставляемых по Северному морскому пути», — поделился мнением профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.
По итогам девяти месяцев 2025 года грузооборот АО «ММТП» составил 8 млн т. По сравнению с аналогичным периодом 2024 года объем грузов на предприятии сократился на 26%. В порту пояснили, что падение показателей связано с переориентацией экспортных грузопотоков на восточные порты страны из-за внешнеторговой конъюнктуры. Вместе с тем, еще в ноябре 2024 года из-за снижения поставок угля ММТП констатировали, что вынуждены диферсифицировать грузовой поток, привлекая обработку железорудного концентрата, химических удобрений и антрацита.
Вызовы для Лавны
Доктор экономических наук, профессор Высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алексей Фадеев также считает, что практическая реализация проекта порта Лавна укладывается в концепцию развития Мурманского транспортного узла. «Освободившееся место на восточном берегу Кольского залива будет использовано для перевалки других грузов. Сегодня есть большие планы по увеличению пропускной способности порта Мурманск как транспортного хаба. Мы говорим о потенциальной возможности продления транспортного коридора Север-Юг до Мурманска и его «врезке» в Трансарктический транспортный коридор. Когда это будет сделано, то через Мурманск пойдет огромная номенклатура грузов», — сказал Фадеев.
Проект Трансарктического транспортного коридора (ТТК) широко начали обсуждать с марта 2025 года. Президент России Владимир Путин пояснил, что маршрут пролегает от Санкт-Петербурга через Мурманск, Архангельск и Северный морской путь во Владивосток. Как ранее сообщил губернатор Мурманской области Андрей Чибис, по итогам 2025 года грузопоток минерального сырья по арктической части ТТК составит 47 млн т, а в 2035 году — 123 млн т, из которых 111 млн т придется на сектор Северного морского пути.
Алексей Фадеев полагает, что выход порта Лавна на плановую мощность в 18 млн т в год является достижимым показателем, который, тем не менее, зависит от внешней конъюнктуры. «Чтобы они (Лавна — прим. ред.) могли обрабатывать и отправлять грузы на экспорт, нужен спрос в таком же объеме. Сейчас есть недозагрузка многих портов, в том числе из-за геополитической ситуации. Предположу, что у руководства терминала есть видение с точки зрения изменения внешней конъюнктуры. Возможно, эти прогнозы базируются как раз на технической способности порта», — считает собеседник.
По мнению эксперта, для увеличения грузооборота Лавны также требуется расширить железнодорожные подходы к Мурманску, так как сейчас ж/д ветка до столицы Заполярья не способна в полной мере обеспечивать поток грузов. «До сих пор на пути до Мурманска существуют одноколейные участки дорог. Очевидно, что если мы говорим о глобальном использовании нашего логистического потенциала Арктики, то эту проблему нужно решать. Нужно «расшивать», модернизировать и строить дополнительные ветки, которые ведут в мурманский порт», — отметил профессор.
Еще одним «вызовом» для порта Лавна становятся рынки сбыта. Как отмечает Алексей Фадеев, российский уголь сейчас поставляется в Индию, Китай и Турцию, поэтому необходимо поддерживать спрос в этих направлениях. «Индия и Китай являются самыми быстрорастущими экономиками в мире и выкупают у нас энергоносители. Можно с определенной долей уверенности предположить, что эти ключевые рынки сбыта там и останутся. Кроме того, уголь может быть перекуплен этими странами в Евросоюз, как это делается сейчас с российской нефтью», — заключил Алексей Фадеев.