Проект развития Мурманского транспортного узла завершат к концу 2026 года
Завершение проекта по развитию Мурманского транспортного узла (МТУ) запланировано на конец 2026 года. Об этом заявила заместитель губернатора Мурманской области Светлана Панфилова на заседании регионального правительства.
По словам Панфиловой, в 2025 году ожидается запуск нулевого этапа проекта МТУ с провозной способностью 6 млн т. Сейчас в активной стадии находятся строительно-монтажные работы, уточнила замгубернатора. «Общая пропускная способность железнодорожных подходов к порту Мурманск вырастет до 45 млн т, включая 18 млн т на новой железной дороге протяженностью 50 км, которая свяжет западный берег [Кольского залива] с единой железнодорожной системой страны», - сообщила Светлана Панфилова.
В проект комплексного развития МТУ входят создание транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива, в том числе строительство угольного и нефтяного терминалов, развитие железнодорожной инфраструктуры, а также реконструкция угольного и строительство контейнерного терминалов на восточном берегу Кольского залива.
Вице-губернатор напоминала, что якорным проектом МТУ является создание морского терминала «Лавна» с объемом инвестиций порядка 80 млрд руб. Панфилова отметила, что с момента запуска терминала, который состоялся в марте 2025 года, отгружено на экспорт 650 тыс. т грузов, а выход на полную мощность в объем 18 млн т в год ожидается после завершения проекта развития Мурманского транспортного узла.
Строительство железной дороги к порту Лавна стартовало в апреле 2023 года и проходило на участке Мурмаши — Пяйве (23 км). В конце 2023 года в Мурманской области запущено рабочее движение по мосту через Тулому — от станции Выходной к порту Лавна. В интервью РБК Светлана Панфилова отмечала, что к концу 2025 года в рамках развития МТУ завершится расшивка железнодорожных путей на перегоне Волхов-Мурманск.
В феврале 2025 года губернатор Мурманской области Андрей Чибис попросил Минтранс РФ ускорить финансирование порта Лавна: для введения в эксплуатацию железнодорожной инфраструктуры общего пользования от станции Выходной до станции Лавна требовалось 11 млрд руб.
Ситуация для мурманских портов может усугубиться после запуска специализированного угольного терминала Лавна. По словам директора АО «Мурманский морской торговый порт» (АО «ММТП») Павла Олейника, при разработке планов строительства Лавны целевой рынок угля находился в Европе и в связи с этим ставили задачу по увеличению экспорта. Тогда в Мурманске ожидались потоки грузов, сегодня их нет, заявил Олейник РБК Мурманск. В первом полугодии 2025 года грузооборот АО «ММТП» составил 6,2 млн т, что на 15% меньше, чем в 2024 году.
Решение о развитии Мурманского транспортного узла утверждено в распоряжении российских властей в 2008 году. Его основная цель — создание круглогодично действующего глубоководного морского хаба — центра по переработке контейнерных и нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений, интегрированного в международный транспортный коридор «Север-Юг».