Объем железорудного концентрата в торговом порту Мурманска вырос в 3 раза
С января по сентябрь 2025 года объем перевалки железорудного концентрата (ЖРК) в АО «Мурманский морской торговый порт» (АО «ММТП») достиг уровня в 1,4 млн т. Об этом сообщили в пресс-службе предприятия.
По сравнению с аналогичным периодом 2024 года отгрузка ЖРК в порту выросла более чем в три раза: за девять месяцев предыдущего года ММТП перевалил 439 тыс. т. По прогнозам специалистов, объем отгрузки концентрата к концу 2025 года может вырасти до 2,1 млн т, а в 2026 году — до 3 млн т. «Рост обусловлен увеличением объемов производства предприятий Мурманской области и возросшей востребованностью данного вида груза на экспорт», — приводит пресс-служба слова коммерческого директора АО «ММТП» Владислава Яковчука.
По итогам девяти месяцев 2025 года общий грузооборот АО «Мурманский морской торговый порт» составил 8 млн т, что было на 26% меньше, чем годом ранее. В сентябрьской номенклатуре грузов более половины (61%) приходилось на уголь, 31% — на железорудный концентрат. Падение объемов грузооборота ММТП связано с переориентацией экспортных грузопотоков на восточные порты страны из-за внешнеторговой конъюнктуры. Вместе с тем, еще в ноябре 2024 года из-за снижения поставок угля в ММТП констатировали, что вынуждены диверсифицировать грузовой поток, привлекая обработку железорудного концентрата, химических удобрений и антрацита.
Диверсификация грузов проходит на фоне запуска угольного терминала Лавна на западном берегу Кольского залива. Генеральный директор Государственной транспортной лизинговой компании Михаил Парнев заявил, что порт намерен стать единственным терминалом, через который будут осуществлять перевалку угля в Мурманске.
В конце 2024 года исполнительный директор АО «Мурманский морской торговый порт» Павел Олейник полагал, что на фоне снижения грузооборота после запуска Лавны ситуация для мурманских портов может усугубиться. Он напомнил о том, при разработке планов строительства терминала целевой рынок угля находился в Европе, в связи с чем ставили задачу по увеличению объемов экспорта.
Эксперты считают, что мощности Мурманского морского торгового порта могут быть переориентированы на другие виды грузов, в частности, на переработку контейнеров импортного направления, доставляемых по Северному морскому пути.