Мурманский порт ждет модернизация и наращивание грузооборота
Мурманск, как и другие российские порты, расположенные в акватории Северного морского пути, ожидает масштабное инфраструктурное обновление. Об этом говорится в проекте стратегии развития Северного морского пути (СМП) и Трансарктического транспортного коридора (ТАТК) до 2050 года. Как сообщают «Известия», сейчас стратегии проходят согласование в профильных ведомствах.
По оценке члена экспертного совета комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрия Тортева, на модернизацию оборудования одного порта может понадобиться свыше 1 трлн руб., включая дноуглубительные работы, строительство терминалов и установку перевалочного оборудования. Общие затраты на обновление портовой инфраструктуры СМП в ближайшие годы могут превысить 10 трлн руб. По данным Росморречфлота, уже в 2025 году суммарная мощность морских портов России вырастет на 2,3%, или на 31,4 млн т, достигнув почти 1,4 млрд т. Инвестиции в дополнительные программы модернизации позволят увеличить ежегодный прирост мощностей вдвое и нарастить объемы экспорта с Китаем, Индией и другими странами-партнерами.
Мурманский порт — один из ключевых
Развитие портовой инфраструктуры Мурманска показывает, что движение в нужном направлении уже идет, а стратегия развития Севморпути и Трансарктического транспортного коридора позволит закрепить достигнутые результаты, считает вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров, управляющий партнер ЮК «Лекс Альянс» Артур Леер. Мурманск, наравне с Сабеттой, Архангельском и Диксоном, эксперты оценивают как один из ключевых портов, имеющих критическое значение для бесперебойной работы арктических кластеров по добыче и перевалке полезных ископаемых, а также для судоремонта и обслуживания флота.
Якорным проектом МТУ выступает создание морского терминала Лавна и железнодорожных подходов к нему с объемом инвестиций порядка 90 млрд руб. Запущенная в 2023 году в рабочем режиме железнодорожная ветка к 2026 году, по оценкам властей, обеспечит провоз 45 млн т грузов, из которых 18 млн т придется на западный берег Кольского залива.
Не хватает железной дороги
Выход порта Лавна на плановую мощность — достижимый показатель, но для увеличения грузооборота требуется расширить железнодорожные подходы к Мурманску, чтобы в полной мере обеспечивать поток грузов, строить дополнительные ветки, которые ведут в мурманский порт и осваивать новые рынки сбыта, ранее комментировал доктор экономических наук, профессор Высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алексей Фадеев.
В этом смысле отсутствие развитой железнодорожной инфраструктуры является слабым местом Лавны как ключевого объекта Мурманского транспортного узла: как считает Артур Леер, без обновления терминалов действующих портов и существенного увеличения их пропускной способности наладить транспортировку добываемых полезных ископаемых невозможно. Увеличение провозной способности железнодорожных подходов к порту Мурманск вошло в федеральный мастер-план комплексного социально-экономического развития Мурманской агломерации как опорного населенного пункта Арктической зоны РФ.
Кроме того, в федеральный комплексный план развития транспортной, энергетической, телекоммуникационной, социальной и иной инфраструктуры на период до 2036 года, утвержденный кабмином в нынешнем году, включен проект строительства к 2032 году морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в губе Ура в морском порту Мурманск. Заявленная ожидаемая мощность комплекса — 20,4 млн т в год.
Интерес к СМП проявляют как отечественные компании, так и международный бизнес. Массовое строительство и реконструкция терминальных комплексов, по оценкам кабмина, позволят увеличить грузопоток по Севморпути до 100 млн т к 2030 году. В результате арктические регионы должны превратиться в многофункциональные хабы с развитыми морскими, речными и железнодорожными путями.
В целом, как уже сообщалось, расширение возможностей Северного морского пути позволит регионам привлечь дополнительные инвестиционные средства, создать новые рабочие места, увеличить налоговые поступления, а также нарастить экспорт сырьевых ресурсов в Индию и Китай и укрепить экономические отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.