Аренда прогулочного корабля в Териберке к Новому году выросла до 30 тыс.
К новогодним каникулам стоимость аренды судна в Териберке для перевозок по акватории Баренцева моря выросла в два раза. К этому привела выраженная сезонность предложения при прогнозируемом росте турпотока — большинство гостей по-прежнему предпочитают зимние поездки в Заполярье летним, объяснили собеседники РБК Мурманск. При этом, представители отрасли не наблюдают излишне завышенных цен на рынке, как, впрочем, и заметного улучшения качества предоставляемых услуг.
Сколько и за сколько
Как рассказал профессиональный заполярный гид Дмитрий Бабенко, стандартная стоимость аренды прогулочного судна в Териберке составляет порядка 15 тыс. руб. за час. К Новому году цена увеличивается в два раза — до 30 тыс. руб. По словам эксперта, психологически людям сложнее платить такие суммы за услуги, однако в сегменте индивидуальных туров снижения спроса не наблюдается.
Президент Ассоциации гидов Мурманской области Артур Шинкарук подтвердил существующий прейскурант на аренду прогулочных кораблей в Териберке, отметив, что в ситуации не видит чего-либо экстраординарного. «Не понимаю, почему такое удивление. Каждый год везде такая тенденция. Зайдите в любой офис туристического агентства и узнайте, сколько стоят туры в Египет или Мальдивы на Новый год — они вырастают в два раза. Вопрос в другом, более глобальном смысле — за что повышать?», — сказал Шинкарук.
Представитель отрасли отметил, что сейчас в Териберке в сфере водных пассажирских перевозок работают порядка 40 судов и только 15 из них имеют все необходимые лицензии. При этом, Артур Шинкарук отметил, что число официально зарегистрированных судов с годами растет в связи с изменениями в законодательстве и увеличением числа проверок владельцев транспорта. «Было два прецедента, когда штрафовали капитанов судов — фиксировали факты передачи денег для оказания коммерческих услуг, когда они не имели на то права, а суда не соответствовали требованиям безопасности. Конечно, предстоит большая работа в этом направлении», — отметил президент Ассоциации гидов Мурманской области.
Азия не отступает
Существенную долю туристов как в Териберке, так и по Мурманской области составляют туристы из Азии. В основном, в регион приезжают граждане Китая, Вьетнама, Индии, Таиланда. По оценке Артура Шинкарука в контексте услуг, связанных с арендой маломерных пассажирских судов, на эту целевую аудиторию приходится порядка 60% от общего числа туристов, а в скором времени их станет больше. Вместе с тем, организованные группы приезжих из Азии, которые сопровождают их соотечественники, являются бесконтрольным рынком услуг, считает собеседник.
«Те же китайцы стали выдавливать местных представителей туриндустрии. У них свои правила и они не считаются с заполярными гидами и туроператорами. Это надо обязательно урегулировать на законодательном уровне — в то время, пока мурманские коллеги проходят утвержденную региональными властями аттестацию», — подчеркнул Артур Шинкарук.
Как уже сообщалось, по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), за год доля иностранного турпотока в Мурманской области выросла в 7,5 раза, а доля туристов из Китая — почти в 12 раз. Если в январе прошлого года 93,3% постояльцев были россиянами, а на долю Китая приходилось 3,4% гостей, спустя год ситуация изменилась кардинальным образом. Доля россиян снизилась до половины (49,8%), а из Китая (включая Гонконг) прибыли 41,2% туристов.
В туротрасли связывают такое положение дел с ценовым фактором и курсом рубля. По экспертной оценке, в 2024 году турпоток из КНР в Заполярье будет расти и составит примерно 50% от всего иностранного потока.
Как избавиться от «серых» судов
На стоимость аренды прогулочного судна влияет не только сезонный спрос. Как рассказала владелец пассажирского корабля в Териберке Анастасия Перфилова, осенью текущего года аренда судна без учета посредников обходилась в 10 тыс. руб. в час (время прогулки — от двух часов), а все новые брони в 2025 году увеличиваются на 2 тыс. руб. В новогодние праздники арендовать водный транспорт можно за 20 тыс. руб. в час.
«Во-первых, очень сильно подорожало топливо. Во-вторых, мой экипаж (капитан, матрос, бренд-шеф) получает процент с каждой прогулки: чем больше выходов в море, тем больше оплата труда. Естественно, с учетом инфляции их содержание также вырастает. В Новый год мы повышаем расценки, потому что экипаж в отрыве от дома в момент праздников выполняет свою работу. Это премиальная история. Помимо затрат на экипаж, мы поддерживаем судно в идеальном техническом состоянии, что влияет на качество оказанных услуг и, в первую очередь, безопасность морских перевозок», — пояснила Анастасия Перфилова.
По словам Перфиловой, сейчас в Териберке работает чуть больше «лицензированных» кораблей в сравнении с оценкой Артура Шинкарука — порядка 25 судов. Эксперт полагает, что полностью избавиться от «серых» прогулочных судов в Териберке можно после обновления парка — на те корабли, которые являются относительно новыми, собственники легче оформляют документы для включения в специальный регистр.
Кадры решают все
Серьезным препятствием для работы прогулочного судна является поиск профессионального экипажа, считает Анастасия Перфилова. Подбор персонала может затянуться на долгое время. «Я своего капитана искала очень много лет, постоянно их меняла, потому что, к сожалению, есть такая тенденция, что люди, которые работают в море, либо профессионалы, до которых ты не дотянешься, потому что они зарабатывают большие деньги, либо это «списанные» капитаны с расшатанным физическим и психическим здоровьем. Обычно они злоупотребляют алкоголем, а значит несут угрозу, если выйдут в таком состоянии в море с нашими клиентами. Такого допустить я не могу», — пояснила Перфилова.
Отсутствие кадров в этой сфере тормозит и развитие бизнеса. По словам Перфиловой, если вопрос с поиском профессионального экипажа был бы решен, то она могла бы позволить приобрести себе еще один пассажирский корабль и развивать таким образом собственное дело.
27 ноября в акватории Баренцева моря возле села Териберка затонуло прогулочное судно «Боец», на нем находились 11 человек. Всех спасли и эвакуировали на берег. По факту инцидента возбуждено уголовное дело по статье об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. В ходе проведения медицинского освидетельствования в крови у капитана судна выявили наличие алкоголя. 29 ноября Кольский районный суд Мурманской области отправил его под домашний арест на два месяца.
Повтор публикации от 29.11.2024