Зоя Желнина: арктический туризм зависит от планов на развитие территорий
В 2025 году между Мурманском и архипелагом Шпицберген планируется запустить морское пассажирское сообщение. Основная цель направления — туристическая. По данным Российского союза туриндустрии, рост турпотока по арктическим направлениям устойчиво растет. В основном за счет молодой аудитории. Более того, 80% клиентов турфирм отправляются в такие круизы повторно.
Формирование высокоширотного туризма в Мурманской области будет идти, но медленными темпами и формироваться за счет очень узкой группы потребителей. Кроме того, вопрос о месте Мурманска в этой работе дискуссионный. Областной центр сейчас выполняет роль не полноценного хаба, а точки входа для нишевых туров. Мнением об этом, комментируя развитие туризма на Шпицбергене, в разговоре с РБК Мурманск поделилась кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой сервиса и туризма Мурманского арктического университета Зоя Желнина.
«Мурманск сейчас является точкой входа для туристов, потом они растекаются по маршрутам. Те, кто едут на машинах/мотоциклах или поездом, могут вообще не доехать до Мурманска — отправляются в Кировск, Териберку, Варзугу. При этом сам город уже адаптировался под туристов: есть разные типы размещения (хостелы, квартиры, отели 4 звезды); можно найти еду столь же разного класса (фастфуд, рестораны, доставка); можно арендовать машину или автобус, — говорит она. — Турфирмы, предлагающие туры по региону, известны за пределами Мурманской области. В городе достаточно много гидов, в том числе аттестованных».
Туризм как «точечное явление»
По словам эксперта, самый сложный вопрос в этом ключе — развитие туризма за счет морских перевозок. Она отмечает, что самостоятельных морских операторов в регионе нет, впрочем, как и пассажирских перевозок. Исключение — маршрут «Клавдии Еланской»: сезонный, ограниченный, неизвестный за пределами региона, считает Желнина. «Есть порядка 30 тыс. судов по региону, значит, и владельцев (в основном локализуются в Ловозере, по Терскому берегу, Териберке, в Ура-Губе, немного на озере Канентъявр). Но эксплуатация морских маломерных судов связана со множеством ограничений (специфика стратегического региона). Фактически нет системы подготовки, аттестации, контроля сервиса, повышения квалификации для капитанов маломерных морских судов. Насколько активна ассоциация «Некоммерческое партнерство землепользователей-владельцев маломерных судов «Согласие» — вопрос открытый. Думаю, что они не влияют на развитие водного туризма», — объясняет Зоя Желнина.
Что касается Мурманска, эксперт отмечает, что высокоширотный туризм там в большей степени точечное явление, например, когда ледоколы отправляются на Северный полюс или швартуются яхты — такие, как «Петр I», «Апостол Андрей» и другие (идущие, в том числе, по Северному морскому пути).
С точки зрения дальнейшего развития высокоширотных маршрутов, скорее всего, оператором будет Российское географическое общество, считает Зоя Желнина. «Они профессионалы, в основном формируют исследовательские или какие-то грантовые/тематические экспедиции, куда будут единично привлекаться туристы (например, в 2023 году был тур на архипелаг Франца-Иосифа, остров Александры)», — указала собеседник.
Турпродукт под конкретную группу
Другие маршруты арктического туризма будут вырабатываться в русле развития территорий, отмечает Желнина. «Сейчас туризм заявлен во многих стратегиях развития регионов, это позволяет надеяться на вовлечение кадровых и организационных ресурсов, а также последовательно формирующуюся систему поддержки проектов (субсидии, преференции и т.п.), — продолжает эксперт. — Сложно идет работа по формированию национальных маршрутов (их у нас сейчас два — «Заполярный калейдоскоп» и «Два моря: от Баренцева до Белого»), так как они предполагают развитость сервисной инфраструктуры, устойчивую цену, готовность гидов примерно одного уровня для работы на всем протяжении маршрута».
Говоря о дальнейшем развитии высокоширотного туризма, Зоя Желнина отмечает «неравновесность» динамики такой работы и постоянную изменчивость ситуации. «Туроператоры, которые создавали эти маршруты, не могут отвечать за работу партнеров на местах, бизнес в туризме развивается асинхронно и неустойчиво. Фактически это не стабильный маршрут, а некий турпродукт, который заново собирается под конкретную группу (это специфика территории), — утверждает она. — В других арктических территориях есть еще большая зависимость от наличия заинтересованных участников, стабильности малого бизнеса, а также реализации больших проектов, к которым можно присоединиться».
Арктический туризм будет развиваться, если он будет встроен в дальнесрочные решения развития территорий, то есть он зависит от компетенций (решений, менеджмента) не столько туриндустрии, сколько регионов и муниципалитетов, резюмирует ученый.
Первый туристический рейс на Северный полюс в 2024 году из Мурманска отправился 4 июля. На борту атомного ледокола «50 лет Победы» в Северный ледовитый океан вышел 141 турист. Судно проследовало по маршруту Мурманск — архипелаг Земля Франца-Иосифа — Северный полюс — архипелаг Земля Франца-Иосифа — Мурманск. Стоимость 13-дневного путешествия начиналась от 2,6 млн руб.