Перейти к основному контенту
Мурманск ,  
0 

Проклятие «зимних» городов: как Мурманску избежать снежного плена?

Борьба со снегом в Мурманске упирается в дефицит ресурсов и завышенные нормативы
Фото: gov-murman.ru
Фото: gov-murman.ru

С ноября 2024 года по февраль 2025 года количество выпавших осадков в Мурманске стало рекордным за последние 90 лет. Из-за погодной аномалии властям пришлось перейти на ручное управление — в феврале губернатор Мурманской области Андрей Чибис провел совещание по уборке снега в областном центре и призвал городскую администрацию принимать «экстраординарные решения». В городе ввели режим повышенной готовности и организовали оперативный штаб по снегоуборке. РБК Мурманск разбирался в том, как столица региона оказалась в снежном плену и учтут ли на Севере уроки минувшей зимы в будущем.

Сложно быть большим

Вследствие климатических особенностей Кольского полуострова дорожные и коммунальные службы ежегодно сталкиваются с определенными сложностями из-за обильных снегопадов и температурных качелей, поясняют в областном правительстве. Но зимой 2024-2025 годов в регионе зафиксировали максимальное количество осадков за весь период метеонаблюдений — 242,7 мм. В некоторые месяцы снега выпало в полтора-два раза больше нормы.

Особенно непросто пришлось Мурманску и Североморску. В Кандалакше, Оленегорске, Мончегорске проблем со снегоуборкой не было, в том числе в силу небольшого размера этих городов. Североморск с его 40 тысячами населения столкнулся с трудностями снегоуборки из-за сложного рельефа, а также из-за просчетов менеджмента. Напомним, в конце 2024 года неудачное управление жилфондом во флотской столице поставило под угрозу подготовку к отопительному сезону и губернатор области вернул на должность руководителя Североморска Владимира Евменькова.

Мурманск, напротив, почти каждую зиму борется со снежными заносами в режиме аврала. «Столица Заполярья — самый большой город Кольского полуострова: здесь больше всего людей, больше всего улиц, больше всего дорог, автомобилей, соответственно, больше всего проблем возникает», — сформулировал один из собеседников.

В штабном режиме

За содержание улично-дорожной сети Мурманска отвечает мурманское муниципальное бюджетное учреждение «Управление дорожного хозяйства» (ММБУ «УДХ»), в чьем ведении находятся дороги, 144 межквартальных проезда и 438 лестниц. После снегопадов «ММБУ «УДХ» и три подрядные организации работают в круглосуточном двухсменном режиме, включая выходные и праздничные дни, сообщили в пресс-службе городской администрации. За очистку дворов от снега отвечают управляющие компании (УК), причем делают это не всегда успешно.

На совещании в феврале Андрей Чибис обратил внимание на дворы, междворовые проезды, а также необходимость оперативного вывоза убранного снега, по сути, предложив УДХ взять под контроль также ситуацию на этих территориях. «Туда, где по ряду причин не справляются управляющие организации, нужно с городской техникой заходить и жестко это администрировать. Плотно этим займитесь с привлечением всех необходимых структур. Необходимо в штабном режиме мобилизовать работу и решить имеющиеся вопросы. Техники и ресурсов по городу должно быть больше», — сказал он главе Мурманска Юрию Сердечкину.

Фото: citymurmansk.ru

Однако снегоуборщиков у городских дорожников не в избытке. Как сообщили РБК Мурманск в администрации Мурманска, количество уборочной техники на балансе УДХ за последние пять лет выросло незначительно: со 139 единиц в 2020 году до 165-ти — в 2025-м. В период снежных заносов этого недостаточно. «В целях сокращения сроков выполнения снегоуборочных работ на улично-дорожной сети дополнительно привлекаются до 50 единиц автотранспортной и специализированной техники (самосвалы, погрузчики) и трудовые ресурсы по договорам со сторонними организациями», — говорится в ответе администрации Мурманска.

К следующей зиме количество спецтехники в УДХ не увеличится. «В 2023 году в Мурманске приобретены комплекты снегоуборочного оборудования, экскаватор-погрузчик, машины дорожные и подметально-уборочные прицепы. (…) Приобретение новой техники в 2025 году не запланировано», — уточнили в администрации города.

Кадры в дефиците

Дорожному хозяйству остро не хватает рабочих рук. Прошлой зимой на уборку улиц и дворов ежедневно выходили 140 уборщиков, но они не справлялись со всем объемом задач. Отметим, что, когда в феврале 2021 года за сутки выпала треть месячной нормы осадков, городу удалось привлечь к работе 257 уборщиков.

«К сожалению, как и во многих иных отраслях, имеется дефицит водителей, машинистов и работников ручного труда. В целях прекращения оттока кадров и набора недостающего количества работников пересматривается уровень зарплат (в сторону увеличения), принимаются меры по улучшению условий труда», — подтвердили в пресс-службе администрации Мурманска.

Фото: tg канал главы города Мурманска Юрия Сердечкина

Зимой 2024-2025 годов мурманские работодатели разместили на hh.ru порядка 140 вакансий для дворников. По сравнению с предыдущим периодом потребность выросла почти на треть (+29%). «Профессия не самая популярная у мурманчан — на вакансию дворника приходятся 2,3 активных резюме при нормальном показателе для сбалансированного рынка труда — от четырех до семи», — комментирует директор hh.ru СЗФО Юлия Сахарова. При этом зарплата, предлагаемая муниципальными структурами, отстает от средней по рынку для аналогичных вакансий (55 тыс. руб. и 65 тыс. руб. соответственно).

Дефицит водителей уборочной техники УДХ удалось сократить после повышения заработной платы в прошлом году. Сейчас, по данным источника РБК Мурманск, их зарплата составляет около 75 тыс. руб., все еще отставая от среднерыночной для водителей (по данным hh.ru — 95 тыс. руб.).

Наперегонки с инфляцией

Расходы областного центра на уборку улично-дорожной сети от снега постоянно растут, как и финансирование, сообщила администрация Мурманска в ответе на запрос РБК Мурманск. Так, с 2021 по 2023 годы на эти цели из бюджета было выделено порядка 176 млн руб., в то время как в 2024-2025 годах эта сумма составила уже более 200 млн руб.

Но, как следует из представленных в ответе данных, в целом объем бюджетных ассигнований на содержание улично-дорожной сети и объектов благоустройства за пять лет вырос менее чем на 10%. Так, в 2021 году ММБУ «УДХ» получило из городского бюджета 360,7 млн руб., в 2021-м — финансирование «просело» на четверть, до 271,3 млн руб., в следующем году выросло до 394 млн руб. Затем, после небольшого «отскока» вниз (в 2024-м УДХ было выделено на 12 млн меньше) на 2025-й вновь запланировано 394 млн руб.

С учетом инфляции, которая по данным Росстата с 2022 года составляет от 8 до 11% в год, увеличение финансирования на 34 млн руб. за пять лет не выглядит достаточным. К примеру, по словам участников рынка, цена на техническую соль для посыпки дорог за это время поднялась более чем вдвое — с 5 до 11 тыс. руб. за тонну, значительно выросла стоимость запчастей для спецтехники, увеличился фонд оплаты труда.

Фото: gov-murman.ru

«Управление дорожного хозяйства» учится само зарабатывать деньги: по итогам 2024 года учреждение получило от приносящей доход деятельности 64,8 млн руб., что на 41% больше показателей 2023 года и в 2,5 раза больше, чем в 2022-м. Деньги были получены от сдачи в аренду недвижимости и спецтехники, временного складирования снега, выполнения дорожно-ремонтных работ и т.д., и направлены на уставную деятельность предприятия.

Финансирование содержания улично-дорожной сети Мурманска в ближайшие годы вряд ли сильно вырастет. В 2025 году бюджет города по доходам «просядет» на 16% по сравнению с 2024-м — с 25,8 млрд руб. до 21,8 млрд руб. И в следующие два года доходная часть прогнозируется на том же уровне. При этом расходы предполагается сокращать, чтобы постепенно снизить бюджетный дефицит в 1,3 млрд руб. в текущем году до 0,9 млрд — к 2027-му.

Беспокойная должность

В ММБУ «Управление дорожного хозяйства» за последние 5 лет сменились три руководителя, причем не все увольнения проходили гладко. Так, в августе 2020 года возглавлявший УДХ Денис Мороз был отстранен от должности, по данным информагенства «Северпост», за провал программы дорожных ремонтов.

Сменившая его Маргарита Ковалева продержалась на этом посту чуть меньше двух лет, перейдя в июне 2022 года в «Мурманскавтодор». В период работы Ковалевой мурманчане регулярно жаловались на очистку города от снега, на что отреагировала прокуратура. Надзорный орган нашел многочисленные недостатки в работе предприятия, прежде всего — массовые простои уборочной техники. Как сообщало тогда издание «Вечерний Мурманск», спецтехника не выходила на уборку снега из-за острого кадрового дефицита — в УДХ не хватало трети водителей. Как рассказала «Артик-ТВ» Маргарита Ковалева, зарплата на предприятии была неконкурентоспособная, а деньги из бюджета УДХ получало по фактической (а не по штатной) численности, что не позволяло в должной мере оплачивать сотрудникам переработанные часы. Крайне низкая оплата труда, на уровне 25-40 тыс. руб., привела столицу Заполярья к очередному снежному коллапсу зимой 2020-2021 годов.

Нынешний руководитель УДХ Денис Рысев держится в должности уже почти три года, но и над ним висит «дамоклов меч» надзорных органов. В январе этого года прокуратурой Мурманской области он был обвинен в «злостном неисполнении» вступившего в законную силу решения суда. Как сообщило агентство «Северпост» со ссылкой на прокуратуру, 13 сентября 2021 года (еще до назначения Рысева — прим. ред.) Первомайским районным судом Мурманска было вынесено решение, в соответствии с которым ММБУ «УДХ» в срок до 1 июня 2022 было обязано изменить конфигурацию детской площадки, расположенной в районе домов № 8, 9 по проезду Молодежному в Мурманске.

Помехи на дорогах

Одной из причин недостаточно эффективной снегоуборки является неготовность жителей Мурманска к взаимодействию с коммунальными службами. «Не могу не отметить фактор, влияние которого с каждым годом растет — это неуважительное отношение многих мурманских автовладельцев к другим участникам движения. И владельцы личного транспорта, и водители микроавтобусов оставляют автомобили в неразрешенных местах, под запрещающими знаками, препятствуя работе спецтехники и общественного транспорта, блокируя его», — говорит председатель комиссии по экономической политике и хозяйственно деятельности Совета депутатов Мурманска Сергей Коробков.

Фото: citymurmansk.ru

В период снегоуборочных работ администрация Мурманска вводит ограничения движения автотранспорта и парковки на дорогах, привлекает эвакуаторы, но проблема остается. Как сообщил РБК Мурманск председатель комитета Мурманской областной Думы по транспорту, дорожному хозяйству и информатизации Артур Попов, депутаты готовят рекомендации к регламентам, связанные с перемещением припаркованных машин, мешающих уборке снега и вывозу мусора. К поиску решений будут привлечены специалисты ГИБДД.

По словам директора СРО «Жилищное объединение Мурмана» Дениса Яковенко, проблемы с уборкой дворов часто возникают из-за непонимания жителями специфики процесса. По его словам, у управляющей компании есть четкий график очередности уборки выпавшего снега: сначала необходимо расчистить подъезды к школам, детским садам, контейнерным площадкам для вывоза мусора, потом — убрать остальную территорию, в том числе вывезти складированный снег. Полная расчистка дворовых территорий после сильного снегопада в условиях дефицита рабочих рук может занять 3-5 дней. «Жители Мурманска, привыкшие к высоким стандартам комфорта, не всегда проявляют терпение и часто пишут жалобы на складированный снег — в муниципалитет, ГЖИ, губернатору на страницу в ВК. Сотрудники УК должны реагировать на такие сигналы в короткие сроки, и начинают вывозить снег вместо того, чтобы выполнять приоритетные задачи — расчищать проезды», — поясняет Денис Яковенко. «В период снежных коллапсов очень важна координация между УДХ, управляющими компаниями, муниципалитетом, ГЖИ и жителями города», — добавляет он.

Перенастроить оптику

Специалист по социально-экономическим вопросам Арктики, доцент географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Надежда Замятина уверена, что наращивать бюджетное финансирование снегоуборки до закрытия всех потребностей — тупиковый путь. «У нас экономическая эффективность северных городов на грани выживаемости. Внедряя нормы содержание городских территорий, разработанные для Москвы и более южных городов, практически бесснежных, на северах, где снег идет до июня, мы еще более удорожаем содержание ЖКХ. Скажу крамольную вещь: не стоит ли в Арктической зоне применять более мягкие требования и к безопасности, и к экологии, нежели на остальной территории страны?» — говорит Надежда Замятина.

По ее словам, в других «зимних» странах, к примеру, в соседней Норвегии нет практики счищать весь снег на дорогах до асфальта, тотально посыпать все дорожки. «Британская антрополог Кэролайн Хамфри, которая много работала в России, обратила внимание, что именно для нашей страны характерно повышенное внимание к проблемам жилищно-коммунального хозяйства: по ним судят о работе власти. Это такая специфическая оптика, советская еще», — говорит Надежда Замятина.

Одним из инструментов повышения эффективности городского хозяйства может стать цифровизация. В Заполярном государственном университете имени Н.М. Федоровского в Норильске несколько лет назад был разработана (но не внедрена) модель, которая позволяет при задаче определенных параметров — интенсивность снегопада, ветер, другие метеорологические условия — рассчитать, на каком участке города сколько снега выпадает, чтобы более рационально использовать технику, рассказала специалист по Арктике.

Оптимизировать процесс можно не только путем инноваций, но и вспомнив опыт прежних лет. Например, известную мурманскую проблему — высокозатратный вывоз снега на единственный большой полигон — можно попробовать решить не дорогостоящим строительством еще одного объекта, а обратив внимание на советский опыт Норильска, где снегоплавильни были в каждом дворе. «Возможно, такие простые решения «снизу» помогут улучшить ситуацию без нагрузки на бюджет», — считает Надежда Замятина.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 92,22 (-1,03)
Инвестиции, 18 апр, 18:01
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 81,14 (-0,88)
Инвестиции, 18 апр, 18:01
Все новости Мурманск
Reuters узнал, что Израиль допускает атаки на ядерные объекты ИранаПолитика, 09:40
Бойкот отменен, Дзюба против «Спартака». Интриги тура РПЛСпорт, 09:30
«Ростех» поставила в ВС России новую партию Су-34Общество, 09:14
11 отраслей, где применяются большие языковые моделиРБК и GigaChat, 09:00
Чем заняться домa: «Одни из нас», AY YOLA и новый клип СБПЧСтиль, 09:00
Как заполнить 3-НДФЛ по иностранным дивидендам, валюте и золоту: инструкцияИнвестиции, 09:00
МИД рассказал, сколько иностранцев посетили Россию по электронным визамПолитика, 08:51
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
21 российская компания объявила дивиденды в 2025 году: кто и сколькоИнвестиции, 08:33
СК назвал имена украинских командиров, причастных к атаке дронов на КурскПолитика, 08:30
Посол дал советы туристам, как избежать проблем со въездом в МексикуОбщество, 08:22
Над российскими регионами за ночь сбили два украинских дронаПолитика, 08:01
NYT узнала, почему Трамп не увольняет главу ФРС после призыва к отставкеПолитика, 07:52
В Росводресурсах объяснили низкий уровень воды в ВолгеОбщество, 07:11
Большой гид по «Серии плюс»: чем интересны кварталы ПИК нового поколенияРБК и ПИК, 07:06