В «Росатоме» рассказали, кто формирует растущий грузопоток по Севморпути
В 2023 году объем грузопотока по Северному морскому пути (СМП) составил 36,254 млн тонн, сказано в Telegram-канале «Росатом». Как отметили в госкорпорации, таким образом целевой показатель федерального проекта «Развитие Северного морского пути» оказался превышен более чем на 250 тыс. тонн.
«Рекордных показателей грузопотока по Северному морскому пути удалось достичь благодаря нашим партнерам — в первую очередь «НОВАТЭК», чей СПГ составляет больше половины грузопотока. Большую роль в увеличении перевозок сыграли также «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ» и «Норникель», которые перенаправили свои грузы с западного на восточное направление. В результате мы достигли плановой цифры 36 млн тонн еще до Нового года», — приводится цитата генерального директора «Росатома» Алексея Лихачева.
В одном из майских указов президент Владимир Путин поставил цель обеспечить к 2024 году перевозку по СМП 80 млн тонн грузов ежегодно. По итогам 2022 года грузопоток по Севморпути за счет российских компаний вырос на 966 тыс. тонн и составил 34,034 млн тонн.
В конце 2023 года в России зафиксировали новый рекорд грузоперевозок по маршруту — 35 млн тонн. По данным ФГУП «Атомфлот», достичь показателя позволил груз дизель-электрохода «Талнах» (ПАО «ГМК «Норильский никель»). Уточнялось, что два атомных ледокола предприятия работают по долгосрочным контрактам с «Норникелем» для оказания услуг по прокладке и поддержанию каналов в ледовом припае реки Енисей от Енисейского залива до порта Дудинка.
В мае 2023 года «Российская газета» писала о том, что мешает сделать СМП большим международным транспортным коридором между Европой и Азией, то есть альтернативным вариантом пути для европейских и азиатских компаний через Суэцкий канал и в обход Африки. Уточнялось, что в 2024 году объем грузоперевозок по СМП должен быть увеличен более чем в два раза, до 71 млн тонн. Эти прогнозы, как подчеркивало издание, делали с учетом строящихся проектов, многие из которых связаны с инвесторами из недружественных стран и зависят от иностранных технологий.