«Покупают слабо»: эксперт рассказал, какие авто выбирают мурманчане
Вопреки устоявшемуся тренду на повышение спроса на автомобили в Мурманской области, в конце декабря 2023 года машины покупали слабо. Об этом в беседе с РБК Мурманск рассказал эксперт отрасли, представитель компании «Автоэксперт51» Игорь Харченко. «Последние недели две, три идет затишье по покупке автомобилей. Изначально мы думали, что это из-за того, что у нас морозы были — люди не очень хотят ходить по салонам, смотреть машины. Но сейчас морозов нет, но что-то и работы не особо много. В прошлом году было в разы больше», — говорит эксперт.
Между тем, в целом по России в декабре 2023 года дилеры ожидали резкого роста продаж автомобилей. По данным журнала Quto, только за первую неделю декабря спрос вернулся к летним показателям. Помимо прочего, как сообщали эксперты, на ситуацию окажут влияние различные скидочные программы, которые подготовили китайские производители. На них обратил внимание и мурманский эксперт. «Открываются новые салоны. Появляются более интересные варианты. Но в основном все пока однообразно — или кроссовер, или передний привод. Тут у кого какие вкусовые предпочтения. Из Китая берут в первую очередь «Джилики». «Чери» выскочили, они перед Новым годом сделали большие скидки — 300–400 тыс. на автомобиль от цены, которая была полгода назад. И это сейчас очень привлекательные варианты, поэтому их раскупают. У «Джиликов» акция действует месяц, сейчас декабрь закончится, и никто не знает, что будет в январе», — комментирует Игорь Харченко.
С января по ноябрь этого года автопроизводители смогли выручить в России 2,5 трлн руб. (в 2022 году было 1,31 трлн руб.). В прошлом месяце компании заработали на продажах легковых машин в РФ 299 млрд руб. Как сообщает «Автостат-Инфо», больше всего денег россияне потратили на покупку китайских кроссоверов Haval Jolion — за месяц в стране продали 7268 автомобилей, объем выручки от продаж составил 16 млрд руб. На второе место по доходности вышла Lada Granta, в ноябрьский топ-3 рейтинга также вошел внедорожник Geely Monjaro.
В разгар осени 2023 года средневзвешенная цена новой машины опустилась до 2,89 млн руб. При этом еще в сентябре средняя цена на автомобиль составляла 3,03 млн, в августе — 3,13 млн, в июле 2,85 млн руб. Эксперты связали снижение среднего ценника не с общим падением стоимости автомобилей на рынке, а с увеличением доли бюджетных моделей в продажах. Для сравнения, в 2022 году средняя цена автомобиля равнялась 2,29 млн, а в 2021 — 1,99 млн руб.
Что со «вторичкой»
В начале декабря эксперты Авито Авто изучили количество и стоимость проданных автомобилей с пробегом в 2023 году через Авито Аукцион и составили рейтинг самых популярных марок в нескольких ценовых категориях. В топ-5 самых популярных марок до 300 тыс. руб. вошли Lada (ВАЗ), Daewoo, Chevrolet, Chery, Renault. В топе марок наиболее востребованных авто от 300 тыс. до 700 тыс. руб. — Lada (ВАЗ), Chevrolet, Ford, Hyundai, Renault. В топе самых продаваемых марок авто от 700 тыс. до 1,5 млн руб. — Lada (ВАЗ), Kia, Hyundai, Volkswagen, Renault. Топ-5 авто от 1,5 млн до 3 млн руб. возглавила Kia, далее следуют Hyundai, Volkswagen, Toyota и Nissan.
В июне мурманский автоэксперт сообщал о том, что основная конкуренция в регионе идет между новыми «китайцами» и привезенными трех-пятилетними автомобилями современных брендов. К концу текущего года ситуация не изменилась. «На «вторичке» сегодня все также смотрятся либо свежие автомобили двух-трехлетние, либо смотрятся автомобили, которые привезены, — говорит Игорь Харченко. — Интересный момент случился с «серыми» автомобилями, ввезенными по параллельному импорту, не дилером. Ценник юаня подешевел, появились какие-то скидки, и получается, что ребята, которые купили автомобили полгода назад, сейчас, чтоб выдержать конкуренцию с нынешней ценой, вынуждены отдавать машины чуть ли не в ноль, а иногда даже себе в минус».
В сложившейся ситуации делать прогнозы по продажам на следующий год затруднительно, считает эксперт. «Казахи строят заводы, скоро «Шкода» будет собираться там у них. Вроде как пытаются оживить завод под Питером — крупная узловая сборка, где «Солярисы» собирались, «Рио». Пока, ближайшие полгода, я думаю, что ничего не поменяется. Люди везут и еще раз везут. Сам для себя я к Новому году выбрал «европейца», привезенного с пробегом. Но зато это «европеец», не «китаец», — говорит Игорь Харченко.
Повтор публикации от 22.12.2023