Августовский грузооборот торгового порта Мурманска сократился в два раза

В августе 2025 года грузооборот АО «Мурманский морской торговый порт» (АО «ММТП») составил 645 тыс. т. Как сообщили в пресс-службе предприятия, в сравнении с аналогичным периодом 2024 года показатели сократились в два раза.
С начала 2025 года объём переваленных грузов в АО «ММТП» снизился до 7,5 млн т, что на 24% меньше, чем за 8 месяцев 2024 года. Порядка половины (51%) обработанных в порту грузов приходилось на железорудный концентрат, 47% — на уголь, 2% — на инертный и генеральный грузы. Мощности порта рассчитаны на перевалку 24 млн тонн груза в год.
В первом полугодии 2025 года грузооборот АО «ММТП» составил 6,2 млн т, что на 15% меньше, чем в 2024 году (7,3 млн т). По словам директора по производству АО «ММТП» Андрея Ризниченко, на фоне сохраняющейся неблагоприятной ситуации рынка в июне грузооборот слегка превысил ожидаемый портом объем.
В ММТП полагали, что снижение грузооборота в порту продолжится на фоне перераспределения грузопотоков. Основная причина снижения перевалки связана с сокращением объемов отгрузки угля, что обусловлено перераспределением потоков в восточном направлении из-за переориентации экспорта в страны Азии.
Мурманский морской торговый порт обеспечивает круглогодичное судоходство для судов водоизмещением до 200 тыс. т. Мощности порта созданы для навалочных и генеральных грузов самого широкого спектра, в том числе крупнотоннажных и длинномерных. С 2024 года ММТП входит в группу «Портовый альянс». «Портовый альянс» является собственником и управляет работой морских терминалов в Мурманске, Хабаровском крае, в Находке и Туапсе.
По итогам 2024 года грузооборот порта составил 13,9 млн т грузов, что на 20% меньше в сравнении с 2023 годом. Основными причинами снижения грузооборота стали нехватка грузов и высокие затраты на железнодорожные перевозки в сравнении с показателями в других портах Северо-Запада.
Ранее источник РБК на логистическом рынке посчитал вероятным прекращение перевалки угля в Мурманском морском торговом порту в течение пяти лет. Вместе с тем, в 2025 году на западном берегу Кольского залива запущен порт Лавна, ставший конкурентом ММТП. В марте текущего года терминал отгрузил первую партию угля. По состоянию на конец августа порт обработал650 тыс. т грузов.