Квота на вылов трески в Северном бассейне может сократиться на 20%
В ближайшие годы большой квоты по треске для мурманских рыбаков не предвидится, что связано с принципом распределения инвестквот, считает генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Константин Древетняк. «С учетом запасов на текущий год мы говорим о том, что никакого третьего этапа инвестквот не должно быть, потому что нечего тут делить. По перспективному плану ученых, квота по треске на 2025-2026 годы может составить 200 тыс. тонн. Не хочу говорить о снижении, но роста мы не увидим точно. Третий этап инвестквот для Баренцева моря неприемлем. Это будет удар по малым и средним предприятиям», — высказался он.
Как пояснил эксперт, уменьшение квот по треске на населении Мурманской области не скажется — по его словам, вряд ли цены повысятся сильно, также не предвидится и дефицита рыбы. Негативные последствия ожидают небольшие компании, которым с уменьшением квоты не хватит средств для обслуживания судов, а также оплаты портовых заходов, холодильных мощностей и так далее.
По словам Древетняка, сейчас квота трески для России составляет 248 тыс. тонн. За последние 11 лет показатель продемонстрировал снижение более чем вдвое: в 2013 году она составляла около 500 тыс. В то же время запасы мойвы в Северном бассейне растут. Сейчас объем установленной квоты на нее составляет 78 тыс. тонн. «Для меня, как для ученого, это также говорит: когда много мойвы в море, то мало трески», — считает Древетняк.
Вместе с тем эксперт отмечает, что запасы трески могут измениться в сторону увеличения, но вряд ли кардинальным образом. По правилам управления запасом, которыми руководствуются рыбопромышленники при оценке предполагаемых объемов вылова, к 248 тыс. тонн можно прибавить 20% и получить 297,6 тыс. тонн. Это максимальный объем, который могут освоить мурманские рыбаки в 2025-2026 годах, прокомментировал руководитель Союза рыбопромышленников Севера.
В целом, по мнению Древетняка, принцип распределения инвестквот негативным образом сказался на вылове мурманских рыбодобывающих предприятий. «Исходя из состояния флота, даже когда не было объявлено об этих квотах, он эволюционно развивался и обновлялся. Количество судов уменьшалось, в то время как российская квота росла. Мы брали меньшее количество судов и квоту выбирали полностью, — сказал Древетняк. — Если посмотреть на средний вылов на судно, он тоже рос. С 2003 по 2015 годы он вырос втрое. Это говорит о том, что суда модернизировались. Из этого следует, что не надо было делать первый этап инвестквот».
Проблема распределения квот только усугубила положение Мурманской области в свете санкционного давления, считает Древетняк. Главными сопутствующими вызовами он назвал сложности с закупкой запчастей для судов, закрытые для россиян иностранные порты и районы вылова, а также нарушенную логистику. Кроме того, по словам эксперта, к объемам вылова заполярных рыбаков пока не готовы в рыбном порту Мурманска.
Ранее в рыбацкой общественности уже заявляли об уменьшении вылова трески и пикши в Баренцевом море. Как отмечалось, снижение по треске в 2024 году должно составить 49 тыс. тонн, по пикше — 14 тыс. тонн. По итогам 2023 года в Баренцевом море зафиксировали снижение объемов вылова трески и пикши на 53 тыс. тонн из-за уменьшения квоты.