До 2030 года для Арктики построят 16 из 70 судов ледового класса
До 2030 года для российской Арктики может быть построено 16 судов ледового класса из 70, которые составляют потребность флота. Об этом заявил вице-премьер РФ — полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, сообщает пресс-служба Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Как отметил Трутнев, указанная проблема относится к числу основных нерешенных вопросов в контексте развития Северного морского пути (СМП). «Стоимость кредитов, высокая доля использования ресурсов «Росатома» в финансировании новых ледоколов при расчете экономической модели функционирования СМП делает неконкурентоспособными тарифы на ледокольное сопровождение», — указал он.
Ранее в госкорпорации констатировали возросшую финансовую нагрузку при строительстве ледоколов. В частности, на примере ледокола-лидера СМП «Россия» за 127,6 млрд руб. отмечалось, что стоимость его строительства может вырасти на 40–60%, а сроки сдачи — сдвинуться.
Также, по словам Трутнева, не определены источники финансирования по проекту Северного широтного хода, железной дороги к западному транспортно-логистическому узлу в Мурманской области. Кроме того, в Арктике существует дефицит финансирования строительства спутников, центров размещения подразделений МЧС и создания системы экологического мониторинга.
Вместе с тем чиновник отметил, что интерес ряда стран к трассе Севморпути растет. Это обусловлено желанием «получить возможность беспрепятственных перевозок вдоль трассы и влиять на ситуацию на арктическом побережье». На этом фоне, как сообщил Трутнев, в Арктику вложили 568 млрд руб. частных инвестиций. Введено в эксплуатацию 242 предприятия и на их базе создано 16 тыс. рабочих мест. Такая работа шла в контексте плана развития СМП до 2025 года, напомнил полпред. Документ предусматривает почти 150 мероприятий с общим объемом капитальных вложений более 1,7 трлн руб.
Ранее госкорпорация «Росатом» составила два сценария развития Северного морского пути до 2040 года. Согласно базовому (негативному) сценарию, в 2031 году по СМП будет перевезено 117 млн т, в 2035-м — 150 млн т грузов. Перспективный (позитивный) сценарий предполагает перевозку 150 млн т, в 2035-м — 192 млн т.
Развитие Северного морского пути уже влияет и будет влиять на качество жизни людей в регионах через эффекты от развития экономики и инфраструктуры местностей, где находятся порты, обеспечивающие навигацию, предоставляющие сервисное обслуживание и формирующие грузовую базу для транспортировки по Северному морскому пути, отмечали в правительстве области в начале 2024 года.