«Фатальных закрытий нет»: как себя чувствует розница в Мурманской области
По данным Мурманскстата, за год количество магазинов в Мурманской области существенно не поменялось — по состоянию на 31 декабря 2021 года их было 4214, а на 1 января 2023 года — 4258. Между тем, в начале марта эксперты заявили о максимально глубоком падении розничных продаж в России, начиная с 2015 года. В общей сложности по итогам прошлого года падение составило 6,7%, а в некоторых сегментах ритейла отрицательные показатели продаж достигали 10,5%. Председатель Мурманского регионального отделения «Опора России», предприниматель Константин Котловский рассказал о ключевых вызовах, которые сегодня стоят перед розницей, и оценил состояние рынка в Заполярье.
Падение покупательского спроса
«Ситуация в розничной торговле неоднозначная, вывести среднее значение довольно сложно. В связи с уходом с рынка западных брендов, их место активно занимают российские и восточные производители. В продаже некоторых видов товаров, таких как одежда, бытовая техника и электроника, наблюдается тенденция к росту. Магазины, ориентированные на торговлю товарами западных производителей в Мурманской области, находятся в более сложном положении, и на это есть несколько причин», — объяснил Константин Котловский.
Как считает эксперт, товары, стоимость которых привязана к курсу доллара, характеризует явная тенденция к удорожанию. Стоимость товара также определяет логистика. «Оптовые поставщики для розничных магазинов находятся в постоянном поиске новых логистических решений. Увеличились и сроки поставок, и расходы компаний, которые напрямую занимаются закупкой товаров. В нынешних условиях механизмы экономического взаимодействия перестраиваются и начинают работать по-другому. В связи с этим растет закупочная стоимость товаров. Это один из факторов, который значительно влияет на розницу», — пояснил Константин Котловский.
Подавляющее большинство опрошенных представителей розницы в Мурманской области отмечают снижение покупательской способности. Происходящее отражает федеральный тренд — по оценкам экспертов потребление в России сильно снизилось и не растет. Как следует из опроса ВЦИОМ, проведенного в конце 2022 года, треть россиян (35%) стали больше экономить на еде, почти столько же — на парикмахерских, косметике, салонах красоты (32%).
«Я думаю, что снижение покупательской способности составляет от 5 до 25%. У мелкой розницы, у частных магазинов (мы не берем сетевые, говорим о тех, которые расположены в торговых центрах и локализованном стрит-ритейле) есть сложности с изменениями условий по договорам аренды, хотя это частные случаи в некоторых торговых комплексах. Также возникают опасения с прогнозируемым возвратом инвестиций. Предприниматели вынуждены придерживаться более рискованной финансовой стратегии, так как сроки окупаемости вложенных средств подлежат сильной корректировке в сторону увеличения», — сообщил Константин Котловский.
Активный рост розницы замедлился
В 2022 году рынок труда в России переживал непростые времена. Санкции привели к уходу из страны ряда крупных международных компаний — они сокращали персонал, закрывали бизнес или передавали его новым владельцам. Многие российские работодатели поставили наем персонала на паузу. Объявленная в сентябре частичная мобилизация усложнила ситуацию: компании лишились части сотрудников, еще часть выехала в другие страны.
Кадровый голод остается одной из распространенных проблем на рынке розничной торговли в Мурманской области. «Мы (МРО «Опора России» — прим. ред.) стараемся больше внимания уделять популяризации предпринимательства среди молодежи. Неплохо было бы возродить принцип, когда студенты старших курсов проходят практику на том предприятии, где им предстоит работать после окончания вуза. Острую нехватку кадров испытывают многие компании, несмотря на то, что подготовка специалистов идет полным ходом. Но потом цепочка между вузом и конечным потребителем — руководством предприятий торговли — нарушается, теряется звено в виде нового сотрудника», — прокомментировал Константин Котловский.
В предпринимательской среде также озабочены анонсированным увеличением МРОТ на 18,5%. Как считает председатель «Опора России» в Мурманске, рост этой статьи расходов отрицательно скажется на динамике развития предприятий малого и среднего бизнеса. «Можно сказать, что серьезную конкуренцию розничной торговле создает развитие интернет-торговли. Сегодня все больше людей отдают предпочтение онлайн-магазинам, считая их более экономичным и выгодным способом совершения покупок. Большинство покупателей тщательно сравнивают цены на товары как в оффлайн-магазинах, так и в интернете, и все чаще отдают предпочтение онлайн-магазинам за их дополнительные преимущества и возможность сэкономить деньги. Доля онлайн-продаж продолжает расти, в то время как оффлайн-точки, включая супермаркеты, теряют свою популярность», — объяснил предприниматель.
Бизнес получает поддержку
Как считает председатель регионального отделения «Опора России», некоторые сложности в работе компенсируют меры, которые разрабатывают и применяют власти. В рамках областного бюджета на 2023 год около 170,4 млн руб. собираются направить на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства и индивидуальной предпринимательской инициативы, в том числе и в туристической отрасли.
«Хочу отметить, что власти региона активно идут на диалог с предпринимательским сообществом и прикладывают усилия по поддержке бизнеса. В этом году объем средств, выделенных на поддержку предпринимателям, не уступает прошлогодним показателям. Так что в этом направлении идет заметная работа. Бизнес поддерживают, это надо учитывать. Мы не ведем свою статистику по закрытию объектов розничной торговли, но, исходя из опыта руководителя компании в сфере рекламы и визуально-эстетического оформления, работы у нас хватает. В нашем поле зрения фатальных закрытий нет. Релоцируют магазины — из одного торгового комплекса переезжают в другой из-за более выгодных условий, а так, чтобы закрывались — такого нет», — заключил эксперт.
Повтор публикации от 18.04.2023