Мурманская область вошла в группу регионов с наибольшим ростом госдолга

С 2022 по 2024 годы объем государственного долга Мурманской области вырос на 32,3 млрд руб. — с 20,2 млрд руб. до 52,5 млрд руб. Об этом говорится в экспертно-аналитическом исследовании, которое подготовила Счетная палата РФ.
По данным аудиторов, за три предыдущих года объем госдолга субъектов РФ вырос в 1,3 раза и 3,1 трлн руб. При этом общий уровень долговой нагрузки на бюджеты регионов сократился с 20,9% до 17,8%. «Наибольшее снижение наблюдается в Удмуртской Республике, республиках Калмыкия и Мордовия, Костромской и Магаданской областях (до 40,9%), наибольшее увеличение — в Чеченской Республике, республиках Дагестан и Хакасия, Архангельской и Мурманской областях (более 30%)», — указано в докладе Счетной палаты РФ.
Счетная палата также включила Мурманскую область в группу регионов с наибольшим ростом госдолга за счет привлечения бюджетных кредитов и наращивания коммерческой задолженности — более чем на 40 млрд руб. Помимо Заполярья аудиторы выявили аналогичное положение в Архангельской и Новосибирской областях, а также в Башкортостане.
Комментируя результаты исследования Счетной палаты РФ, ученый секретарь, старший научный сотрудник Института экономических проблем им. Г. П. Лузина Кольского научного центра Российской академии наук Роман Бадылевич пояснил, что рост госдолга Мурманской области связан с увеличенным дефицитом бюджета региона. «Областному правительству пришлось покрывать дефицит, который по итогам прошлого года составил порядка 33 млрд руб. В первую очередь, он образовался из-за низкого исполнения доходной части бюджета — по налогу на прибыль область недосчиталась доходов от крупных компаний», — объяснил Роман Бадылевич.
Эксперт отметил, что бюджетные кредиты, к которым прибегла Мурманская область, являются удобным инструментом покрытия дефицита, так как нередко федеральный центр списывает их регионам, но их сложно получить в короткие сроки. «Поэтому область обращалась к коммерческим кредитам с высокими процентами на фоне текущей ключевой ставки, — дополнил ученый. — Это не самый дешевый источник покрытия дефицита, который, как снежный ком, будет влиять на бюджет и в следующие годы».
По итогам 2024 года Мурманскую область называли регионом с самым большим объемом недополученных доходов в бюджет. Поступление налога на прибыль организаций в бюджет региона снизилось на 39,8% в сравнении с 2023 годом.
В заключении Контрольно-счетной палаты Мурманской области к рискам недопоступления доходов в региональный бюджет в 2025 году в части налога на прибыль организаций отнесли, в числе прочего, ужесточение действующего санкционного режима, ухудшение экономической конъюнктуры внешнего и внутреннего рынков, глобальный экономический спад и снижение емкости спроса в нейтральных странах.