Перейти к основному контенту
Мурманск ,  
0 

Мурманские ученые оценили перспективы «беспилотных» судов в Заполярье

Российские ученые создали систему автоматического управления двигательной установкой для арктических судов – считается, что за беспилотным судовождением будущее морских транспортных перевозок
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Ученые в России создали систему автоматического управления двигательной установкой для арктических судов. Как пишет «Российская газета», разработка увеличивает скорость ледоколов, автоматизирует труд судоводителей и помогает экономить до 19% топлива. Считается, что за системой беспилотного судовождения – будущее морских транспортных перевозок. По просьбе РБК Мурманск в Кольском научном центре Российской академии наук оценили перспективы использования подобной разработки в Арктике.

Особый регион

Возможно, автономное судовождение в ближайшее десятилетие и станет реальным, но Арктика — это особый регион, говорит доктор экономических наук, доцент, главный научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина ФИЦ КНЦ РАН Медея Иванова.

«Арктика – это лед. В любой момент судно может попасть в окружение льда и застрять в нем. Эта ситуация несет в себе достаточно серьезные последствия. Например: давление льда на корпус судна может его повредить. Повреждения приведет к потере части груза, а если это нефть, как следствие возникает серьезная экологическая угроза», – объясняет представитель Кольского научного центра.

По словам Медеи Ивановой, если беспилотный автомобиль передвигается с использованием высокоточной карты, то возможностей перманентного отслеживания изменения льда в каждом районе нахождения судна сегодня не существует.

«Единственный параметр, который в настоящее время отслеживается — это площадь льда на каждый день, – поясняет главный научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина. – Кроме того, чтобы обучить человека управлению ледоколом в Арктике, нужно минимум 10 лет постоянной работы. Наиболее экономичными в эксплуатации являются атомные ледоколы. За реактором тоже нужно следить. Кто будет это делать, автоматика или человек?»

Наконец, в-третьих, как считает Медея Иванова, автономное судовождение возможно на «коротком плече». «По нашему мнению, ближайшее 10–15 лет автономное судовождение в Арктике не появится. Пока без людей судно плавать не может», – считает ученый.

Думать о последствиях

По данным компании «Ситроникс КТ», в мае-июле 2022 года было совершено 52 перехода судов в автономном режиме, пройдено 1783 миль. В 2023 году, как ожидается, сразу два парома на линии Санкт-Петербург ‒ Калининград – «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» – выйдут в море в автономном режиме. По мнению разработчиков, для развития автономного судовождения в России необходимо предусматривать возможность внедрения технологии еще на этапе строительства судна на верфи.

В КНЦ РАН уверены – прежде, чем внедрять беспилотное судовождение, нужно провести исследование для оценки последствия его применения. «Необходимо провести всестороннее исследование с привлечением различных специалистов для оценки необходимости и последствий внедрения таких технологий. Учитывая особенности Арктического региона, его «хрупкости», опираться только на экономические выгоды не следует», – считает Медея Иванова.

В 2021 году объем грузоперевозок в акватории Северного морского пути за счет нефтегазовых инвестпроектов составил 34,85 млн тонн – этот показатель оказался выше, чем в паспорте федерального проекта «Развитие Северного морского пути». В сравнении с 2020 годом объем грузоперевозок вырос примерно на 2 млн тонн.

Повтор публикации от 15.11.2022

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Все новости Мурманск
Шмыгаль назвал сроки получения оружия после одобрения пакета помощи США Политика, 04:57
ABC сообщил о ракетном ударе Израиля по Ирану Политика, 04:52
Арабские дипломаты покинули Совбез ООН во время выступления Израиля Политика, 04:46
Пьяный житель ЕАО ранил полицейских огнем из ружья Общество, 04:25
ФБР увидела риск «сокрушительного удара» от хакеров «Вольт Тайфун» Политика, 03:57
Вильфанд спрогнозировал снежинки и мокрый снег в Подмосковье Город, 03:52
«Москвич» оценил риск банкротства из-за иска гонконгской компании о долге Бизнес, 03:39
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
«Башнефть» установила ограждения от дронов на нефтезаводах Бизнес, 03:33
Россияне разделились в вопросе представления партиями их интересов Политика, 02:58
В Павлограде прогремели взрывы Политика, 02:50
Краснов назвал очевидным украинский след в теракте в «Крокусе» Политика, 02:15
Киев объяснил идею отправлять на передовую осужденных за убийство Политика, 02:12
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50