Перейти к основному контенту
Мурманск⁠,
0

Мурманские ученые оценили перспективы «беспилотных» судов в Заполярье

Российские ученые создали систему автоматического управления двигательной установкой для арктических судов – считается, что за беспилотным судовождением будущее морских транспортных перевозок
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Ученые в России создали систему автоматического управления двигательной установкой для арктических судов. Как пишет «Российская газета», разработка увеличивает скорость ледоколов, автоматизирует труд судоводителей и помогает экономить до 19% топлива. Считается, что за системой беспилотного судовождения – будущее морских транспортных перевозок. По просьбе РБК Мурманск в Кольском научном центре Российской академии наук оценили перспективы использования подобной разработки в Арктике.

Особый регион

Возможно, автономное судовождение в ближайшее десятилетие и станет реальным, но Арктика — это особый регион, говорит доктор экономических наук, доцент, главный научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина ФИЦ КНЦ РАН Медея Иванова.

«Арктика – это лед. В любой момент судно может попасть в окружение льда и застрять в нем. Эта ситуация несет в себе достаточно серьезные последствия. Например: давление льда на корпус судна может его повредить. Повреждения приведет к потере части груза, а если это нефть, как следствие возникает серьезная экологическая угроза», – объясняет представитель Кольского научного центра.

По словам Медеи Ивановой, если беспилотный автомобиль передвигается с использованием высокоточной карты, то возможностей перманентного отслеживания изменения льда в каждом районе нахождения судна сегодня не существует.

«Единственный параметр, который в настоящее время отслеживается — это площадь льда на каждый день, – поясняет главный научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина. – Кроме того, чтобы обучить человека управлению ледоколом в Арктике, нужно минимум 10 лет постоянной работы. Наиболее экономичными в эксплуатации являются атомные ледоколы. За реактором тоже нужно следить. Кто будет это делать, автоматика или человек?»

Наконец, в-третьих, как считает Медея Иванова, автономное судовождение возможно на «коротком плече». «По нашему мнению, ближайшее 10–15 лет автономное судовождение в Арктике не появится. Пока без людей судно плавать не может», – считает ученый.

Думать о последствиях

По данным компании «Ситроникс КТ», в мае-июле 2022 года было совершено 52 перехода судов в автономном режиме, пройдено 1783 миль. В 2023 году, как ожидается, сразу два парома на линии Санкт-Петербург ‒ Калининград – «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» – выйдут в море в автономном режиме. По мнению разработчиков, для развития автономного судовождения в России необходимо предусматривать возможность внедрения технологии еще на этапе строительства судна на верфи.

В КНЦ РАН уверены – прежде, чем внедрять беспилотное судовождение, нужно провести исследование для оценки последствия его применения. «Необходимо провести всестороннее исследование с привлечением различных специалистов для оценки необходимости и последствий внедрения таких технологий. Учитывая особенности Арктического региона, его «хрупкости», опираться только на экономические выгоды не следует», – считает Медея Иванова.

В 2021 году объем грузоперевозок в акватории Северного морского пути за счет нефтегазовых инвестпроектов составил 34,85 млн тонн – этот показатель оказался выше, чем в паспорте федерального проекта «Развитие Северного морского пути». В сравнении с 2020 годом объем грузоперевозок вырос примерно на 2 млн тонн.

Повтор публикации от 15.11.2022

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 20 ноября
EUR ЦБ: 93,78 (-0,15)
Инвестиции, 15:03
Курс доллара на 20 ноября
USD ЦБ: 80,94 (-0,11)
Инвестиции, 15:03
Все новости Мурманск
Проект бюджета Красноярского края на 2026—2028 год прошел первое чтение Пресс-релиз, 15:08
Стратегические сессии вышли из моды. Почему и как вернуть им ценность Образование, 15:07
АСТ назвало причину снятия с продажи романа «Оно» Стивена Кинга
РАДИО
Общество, 15:06
Госдума приняла закон об увеличении МРОТ почти на 21% Политика, 15:02
40 лет назад вышел первый Windows: как менялся ее интерфейс Технологии и медиа, 15:02 
Футболист сборной России Головин рассказал, куда готов уйти из «Монако» Спорт, 15:01
Бастрыкин возбудил уголовное дело о взятке против воронежского судьи Общество, 14:56
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 24 ноября
Присоединиться
Как компании выбирают, кто будет внедрять ИТ-системы. Исследование РБК х Ростелеком, 14:55
Как введение НДС на операции по картам повлияет на тарифы и кешбэкПодписка на РБК, 14:54
Госдума приняла закон о поэтапном повышении НДС до 22% Экономика, 14:53
Ребенок из России погиб в Малайзии от ожога медузы Общество, 14:51
Польша попросила Белоруссию выдать подозреваемых в диверсии украинцев Политика, 14:50
Технологии в деле: как цифровые решения усиливают крупный бизнес РБК х МТС Бизнес, 14:39
Песков переадресовал военным вопрос о действиях судна «Янтарь» у Британии Политика, 14:34