Перейти к основному контенту
Мурманск⁠,
0

Мурманские ученые оценили перспективы «беспилотных» судов в Заполярье

Российские ученые создали систему автоматического управления двигательной установкой для арктических судов – считается, что за беспилотным судовождением будущее морских транспортных перевозок
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Ученые в России создали систему автоматического управления двигательной установкой для арктических судов. Как пишет «Российская газета», разработка увеличивает скорость ледоколов, автоматизирует труд судоводителей и помогает экономить до 19% топлива. Считается, что за системой беспилотного судовождения – будущее морских транспортных перевозок. По просьбе РБК Мурманск в Кольском научном центре Российской академии наук оценили перспективы использования подобной разработки в Арктике.

Особый регион

Возможно, автономное судовождение в ближайшее десятилетие и станет реальным, но Арктика — это особый регион, говорит доктор экономических наук, доцент, главный научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина ФИЦ КНЦ РАН Медея Иванова.

«Арктика – это лед. В любой момент судно может попасть в окружение льда и застрять в нем. Эта ситуация несет в себе достаточно серьезные последствия. Например: давление льда на корпус судна может его повредить. Повреждения приведет к потере части груза, а если это нефть, как следствие возникает серьезная экологическая угроза», – объясняет представитель Кольского научного центра.

По словам Медеи Ивановой, если беспилотный автомобиль передвигается с использованием высокоточной карты, то возможностей перманентного отслеживания изменения льда в каждом районе нахождения судна сегодня не существует.

«Единственный параметр, который в настоящее время отслеживается — это площадь льда на каждый день, – поясняет главный научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина. – Кроме того, чтобы обучить человека управлению ледоколом в Арктике, нужно минимум 10 лет постоянной работы. Наиболее экономичными в эксплуатации являются атомные ледоколы. За реактором тоже нужно следить. Кто будет это делать, автоматика или человек?»

Наконец, в-третьих, как считает Медея Иванова, автономное судовождение возможно на «коротком плече». «По нашему мнению, ближайшее 10–15 лет автономное судовождение в Арктике не появится. Пока без людей судно плавать не может», – считает ученый.

Думать о последствиях

По данным компании «Ситроникс КТ», в мае-июле 2022 года было совершено 52 перехода судов в автономном режиме, пройдено 1783 миль. В 2023 году, как ожидается, сразу два парома на линии Санкт-Петербург ‒ Калининград – «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» – выйдут в море в автономном режиме. По мнению разработчиков, для развития автономного судовождения в России необходимо предусматривать возможность внедрения технологии еще на этапе строительства судна на верфи.

В КНЦ РАН уверены – прежде, чем внедрять беспилотное судовождение, нужно провести исследование для оценки последствия его применения. «Необходимо провести всестороннее исследование с привлечением различных специалистов для оценки необходимости и последствий внедрения таких технологий. Учитывая особенности Арктического региона, его «хрупкости», опираться только на экономические выгоды не следует», – считает Медея Иванова.

В 2021 году объем грузоперевозок в акватории Северного морского пути за счет нефтегазовых инвестпроектов составил 34,85 млн тонн – этот показатель оказался выше, чем в паспорте федерального проекта «Развитие Северного морского пути». В сравнении с 2020 годом объем грузоперевозок вырос примерно на 2 млн тонн.

Повтор публикации от 15.11.2022

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Новость

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе 
и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья

Что такое импакт 
и почему он критически важен 
для бизнеса в 2025 году

ИМПАКТ-БИЗНЕС Интервью

Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос 
в развитии компании — поиск смысла»

ИМПАКТ-БИЗНЕС Колонка

Что останется после меня: как поиск смысла формирует устойчивые компании

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья СберПро

Как и для чего 
бизнес инвестирует 
в социальную инфраструктуру

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 93,56 (+0,62)
Инвестиции, 05:31
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 79,73 (+0,39)
Инвестиции, 05:31
Все новости Мурманск
Эксперты назвали отрасли с максимальным приростом числа вакансий Экономика, 06:00
Россияне стали чаще заранее покупать билеты в театр Общество, 05:46
У берегов Камчатки произошло землетрясение магнитудой 5,8 Общество, 05:39
Ростовский губернатор сообщил об отражении атаки дронов в трех районах Политика, 05:37
Минздрав Якутии сообщил о состоянии детей, отравившихся хлором в бассейне Общество, 05:19
Reuters узнал о приостановке обмена данными США с Израилем при Байдене Политика, 05:16
В двух российских аэропортах сняли ограничения на полеты Политика, 05:10
Какой у вас стиль управления?
Узнайте его риски и возможности
Пройти тест
Как устроен полный цикл производства шин РБК и Ikon Tyres, 05:02
Трамп счел, что идея демилитаризованной зоны в Донбассе может сработать Политика, 04:25
Третий за ночь российский аэропорт приостановил полеты Политика, 03:53
Поужинать и не потерять партнеров: тест на китайский этикет РБК и ВТБ, 03:52
WSJ узнала о перехвате США плывшего в Иран судна в Индийском океане Политика, 03:51
WSJ сообщила о планах Уиткоффа встретиться с Зеленским в Берлине Политика, 03:45
Зеленский раскрыл тему заседания в формате «Рамштайн» Политика, 03:05