Фадеев: продление маршрута «Север — Юг» — стратегическое решение страны
Подключение Севморпути к международным сухопутным маршрутам, в частности, «Север — Юг», а также продление транспортного коридора до Мурманска может произойти, когда начнется активное освоение Северного морского пути. Об этом в беседе с РБК Мурманск сообщил доктор экономических наук, исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области, профессор высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, заместитель председателя общественного совета комитета по делам Арктики Санкт-Петербурга Алексей Фадеев. «Все зависит от государственных инвестиций, — сказал он. — Пока известно, что в морские проекты, прямо или косвенно связанные с развитием Северного морского пути, должно быть проинвестировано порядка 19,5 трлн руб.».
Профессор пояснил: по сути, важно говорить о модернизации Октябрьской железной дороги, которая является «уязвимым местом». «Местами она имеет одноколейные пути. Стоит отметить, что это важнейшая сухопутная магистраль с местами архаичной конструкцией, снижающей экспортный потенциал региона в целом, — сказал Алексей Фадеев. — Поэтому, когда операторы, например, нефтегазовых проектов рассматривают возможности доставки грузов, эта составляющая существенным образом снижает потенциал снабжения проектов и грозит срывами их сроков. Ведь сегодня Октябрьская железная дорога перегружена продукцией, идущей на экспорт через Мурманский порт, а также мазутом, необходимым для отопления региона».
Что касается подключения СМП к международным сухопутным маршрутам, то эта тема обсуждается очень давно, отметил профессор. Речь идет о глобальном проекте «Северный широтный ход». «Эффективность СМП во многом определяется наличием и количеством железнодорожных подходов к трассе. Представьте условную карту. Есть маршрут по морю, есть опорные точки в виде Мурманска, Архангельска, Нарьян-Мара, Сабетты, Игарки, Диксона, Дудинки, Тикси, Певека, Бухты Провидения. Вывоз продукции минерального комплекса, топливно-энергетического комплекса станет по-настоящему эффективным, когда у нас появится возможность с прилегающих к этим портам территорий подвозить грузы к морской линии», — прокомментировал Фадеев.
Идею строительства Северного широтного хода он назвал одним из ключевых проектов на суше и затратным, потому как строительство железной дороги — это всегда «очень дорого». «Сейчас история принимает другой оборот, в том числе с меняющимися геополитическими обстоятельствами, — сказал собеседник РБК Мурманск. — Мы активно начинаем работать с Китаем, Ираном и так далее. МТК «Север-Юг» приобретает большее значение».
Тема присоединения СМП к международным транспортным коридорам — своего рода «управленческая новелла», которая позволит использовать все преимущества мурманского порта, считает Алексей Фадеев. «Цифры по доставке через СМП очень амбициозные. В 2024 году должно быть перевезено не менее 80 млн тон. В планах на 2030 год — 150 млн тонн, в 2035 — более 200 млн тонн. Это создаст возможность для еще большей загрузки трассы, — высказался он. — Чтобы эту грузовую базу подвести к СМП, нам нужны транспортно-логистические пути. Присоединение к МТК может стать одним из решений вопроса. Это интеграция в глобальную мировую логистику».
В марте вице-премьер РФ Александр Новак сообщил, что «львиную долю» грузов, отправляемых по Севморпути в 2024 году, составят нефть и газ с сырьевых проектов, которые реализуются в Арктической зоне России. Также планируется транспортировать продукцию «Норникеля» — медно-никелевый концентрат, кроме того, везти транзитом другие грузы на восток СМП из Мурманска.
Ранее МИД заявил о росте интереса к Севморпути на фоне конфликта в Красном море. Отмечалось, что водная трасса может обеспечить судоходство всем желающим перестроить маршрут из-за атак йеменских хуситов в Красном море при условии соблюдения требований Полярного кодекса и положений российских регулирующих документов.