Грузооборот морских портов в Арктике перестал расти в 2023 году
Грузооборот морских портов Арктического бассейна показал сокращение на уровне статистической погрешности (-0,7%) в 2023 году, составив 97,9 млн тонн. В то же время объем перевалки сухих грузов увеличился на 5,2% — до 31,0 млн тонн, а наливных грузов — сократился на 3,2% и составил 66,9 млн тонн. Данные обнародовало Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).
По итогам 2022 года информация по Арктическому бассейну была другая: тогда грузооборот вырос на 4,4% до 98,5 млн тонн, из которых объем перевалки сухих грузов составил 29,4 млн тонн (+1,5%), наливных грузов — 69,1 млн тонн (+5,7%).
В целом грузооборот морских портов России по итогам 2023 года увеличился на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 883,8 млн тонн. Объем перевалки сухих грузов увеличился на 10,4% и составил 446,9 млн тонн. Наиболее высокие темпы прироста в подгруппе показали зерно, химические и минеральные удобрения, металлолом. Показатель перевалки наливных грузов практически не изменился и составил 436,9 млн тонн.
«Достигнутые в 2023 году темпы роста перевалки в морских портах РФ — лучший показатель с 2018 года. Грузооборот морских портов — комплексный индикатор «самочувствия» нашей транспортной системы, экспортного и логистического секторов, успешно преодолевающих санкционные вызовы» — отметили в Росморречфлоте.
В конце 2023 года порт в Мурманске стал единственным с положительной динамикой по грузообороту в Арктическом бассейне за 11 месяцев. Показатель составил 53 млн тонн (+3,6%). Как уже сообщалось, за 2023 год в АО «Мурманский морской торговый порт» ожидают увеличения грузооборота на 1,7 млн тонн или 11,5% против грузооборота 2022 года. Рост прогнозируют с учетом выросшей отгрузки в адрес портов Северо-Запада со стороны ОАО «РЖД» и проведения мероприятий по повышению эффективности производственной деятельности.
Ранее в Минтрансе РФ заявили о том, что мощность морских портов России по итогам 2023 года возрастет минимум на 30 млн тонн в год. Уточнялось, что это произойдет за счет реализации проектов в портах Мурманск, Усть-Луга, Владивосток и Петропавловск-Камчатский.
По планам, к 2027 году грузооборот в мурманском порту увеличится почти вдвое — до 110 млн тонн в год. Рост показателей ожидается преимущественно за счет работы новых терминалов на левом берегу Кольского залива.