Перейти к основному контенту
Мурманск ,  
0 

Мурманские ученые оценили перспективы «беспилотных» судов в Заполярье

Российские ученые создали систему автоматического управления двигательной установкой для арктических судов – считается, что за беспилотным судовождением будущее морских транспортных перевозок
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Ученые в России создали систему автоматического управления двигательной установкой для арктических судов. Как пишет «Российская газета», разработка увеличивает скорость ледоколов, автоматизирует труд судоводителей и помогает экономить до 19% топлива. Считается, что за системой беспилотного судовождения – будущее морских транспортных перевозок. По просьбе РБК Мурманск в Кольском научном центре Российской академии наук оценили перспективы использования подобной разработки в Арктике.

Особый регион

Возможно, автономное судовождение в ближайшее десятилетие и станет реальным, но Арктика — это особый регион, говорит доктор экономических наук, доцент, главный научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина ФИЦ КНЦ РАН Медея Иванова.

«Арктика – это лед. В любой момент судно может попасть в окружение льда и застрять в нем. Эта ситуация несет в себе достаточно серьезные последствия. Например: давление льда на корпус судна может его повредить. Повреждения приведет к потере части груза, а если это нефть, как следствие возникает серьезная экологическая угроза», – объясняет представитель Кольского научного центра.

По словам Медеи Ивановой, если беспилотный автомобиль передвигается с использованием высокоточной карты, то возможностей перманентного отслеживания изменения льда в каждом районе нахождения судна сегодня не существует.

«Единственный параметр, который в настоящее время отслеживается — это площадь льда на каждый день, – поясняет главный научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина. – Кроме того, чтобы обучить человека управлению ледоколом в Арктике, нужно минимум 10 лет постоянной работы. Наиболее экономичными в эксплуатации являются атомные ледоколы. За реактором тоже нужно следить. Кто будет это делать, автоматика или человек?»

Наконец, в-третьих, как считает Медея Иванова, автономное судовождение возможно на «коротком плече». «По нашему мнению, ближайшее 10–15 лет автономное судовождение в Арктике не появится. Пока без людей судно плавать не может», – считает ученый.

Думать о последствиях

По данным компании «Ситроникс КТ», в мае-июле 2022 года было совершено 52 перехода судов в автономном режиме, пройдено 1783 миль. В 2023 году, как ожидается, сразу два парома на линии Санкт-Петербург ‒ Калининград – «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» – выйдут в море в автономном режиме. По мнению разработчиков, для развития автономного судовождения в России необходимо предусматривать возможность внедрения технологии еще на этапе строительства судна на верфи.

В КНЦ РАН уверены – прежде, чем внедрять беспилотное судовождение, нужно провести исследование для оценки последствия его применения. «Необходимо провести всестороннее исследование с привлечением различных специалистов для оценки необходимости и последствий внедрения таких технологий. Учитывая особенности Арктического региона, его «хрупкости», опираться только на экономические выгоды не следует», – считает Медея Иванова.

В 2021 году объем грузоперевозок в акватории Северного морского пути за счет нефтегазовых инвестпроектов составил 34,85 млн тонн – этот показатель оказался выше, чем в паспорте федерального проекта «Развитие Северного морского пути». В сравнении с 2020 годом объем грузоперевозок вырос примерно на 2 млн тонн.

Повтор публикации от 15.11.2022

Тематический проект о российской винодельческой культуре, вине и спиртных напитках

РБК Вино РБК Вино

Главные в вине: в Москве прошел Российский винодельческий форум

РБК Вино РБК Вино

Артур Саркисян — о том, как прошел Третий винодельческий форум

РБК Вино РБК Вино

Слово о вине: что пили и каким вином вдохновлялись писатели в России

РБК Вино РБК Вино

Как устроены винные ярмарки в России

РБК Вино РБК Вино

Путеводитель по рейтингам: лучшие вина России

РБК Вино РБК Вино

Сухая, слепая, вертикальная: какими бывают дегустации

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 16 ноября
EUR ЦБ: 105,71 (+1,21)
Инвестиции, 15 ноя, 18:23
Курс доллара на 16 ноября
USD ЦБ: 100 (+0,98)
Инвестиции, 15 ноя, 18:23
Все новости Мурманск
Американские сенаторы потребовали расследовать связи Маска с РоссиейПолитика, 02:55
Зеленский раскрыл, благодаря кому конфликт на Украине завершится быстрееПолитика, 02:37
Пентагон отказался от ядерных угроз неядерным странам ДНЯОПолитика, 02:14
Трамп решил назначить миллионера «царем энергии» в СШАПолитика, 01:58
Президент обсудил с силовиками безопасность в Абхазии на фоне протестовПолитика, 01:43
В Москве нашли украденного школьницами из зоомагазина кота ЛучикаОбщество, 01:10
МЧС назвало предварительную причину пожара в приюте под ОдинцовоОбщество, 00:55
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Рублев не вышел в полуфинал Итогового турнира АТРСпорт, 00:44
Оппозиция заявила, что президент Абхазии сбежалПолитика, 00:28
Оппозиция в Абхазии объявила о прекращении переговоров с властямиПолитика, 00:15
Большой гид по «Серии плюс»: чем интересны кварталы ПИК нового поколенияРБК и ПИК, 00:02
Из чувашской школы со 163 отравлениями попытались тайно вывезти просрочкуОбщество, 00:01
Axios узнал об ударе Израиля по ядерному центру «Талеган-2» в ИранеПолитика, 15 ноя, 23:40
Кофе, кешью и перец: что вы не знали об экономике ВьетнамаРБК и РЭЦ, 15 ноя, 23:19