Мурманские ученые оценили перспективы «беспилотных» судов в Заполярье
Ученые в России создали систему автоматического управления двигательной установкой для арктических судов. Как пишет «Российская газета», разработка увеличивает скорость ледоколов, автоматизирует труд судоводителей и помогает экономить до 19% топлива. Считается, что за системой беспилотного судовождения – будущее морских транспортных перевозок. По просьбе РБК Мурманск в Кольском научном центре Российской академии наук оценили перспективы использования подобной разработки в Арктике.
Особый регион
Возможно, автономное судовождение в ближайшее десятилетие и станет реальным, но Арктика — это особый регион, говорит доктор экономических наук, доцент, главный научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина ФИЦ КНЦ РАН Медея Иванова.
«Арктика – это лед. В любой момент судно может попасть в окружение льда и застрять в нем. Эта ситуация несет в себе достаточно серьезные последствия. Например: давление льда на корпус судна может его повредить. Повреждения приведет к потере части груза, а если это нефть, как следствие возникает серьезная экологическая угроза», – объясняет представитель Кольского научного центра.
По словам Медеи Ивановой, если беспилотный автомобиль передвигается с использованием высокоточной карты, то возможностей перманентного отслеживания изменения льда в каждом районе нахождения судна сегодня не существует.
«Единственный параметр, который в настоящее время отслеживается — это площадь льда на каждый день, – поясняет главный научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина. – Кроме того, чтобы обучить человека управлению ледоколом в Арктике, нужно минимум 10 лет постоянной работы. Наиболее экономичными в эксплуатации являются атомные ледоколы. За реактором тоже нужно следить. Кто будет это делать, автоматика или человек?»
Наконец, в-третьих, как считает Медея Иванова, автономное судовождение возможно на «коротком плече». «По нашему мнению, ближайшее 10–15 лет автономное судовождение в Арктике не появится. Пока без людей судно плавать не может», – считает ученый.
Думать о последствиях
По данным компании «Ситроникс КТ», в мае-июле 2022 года было совершено 52 перехода судов в автономном режиме, пройдено 1783 миль. В 2023 году, как ожидается, сразу два парома на линии Санкт-Петербург ‒ Калининград – «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» – выйдут в море в автономном режиме. По мнению разработчиков, для развития автономного судовождения в России необходимо предусматривать возможность внедрения технологии еще на этапе строительства судна на верфи.
В КНЦ РАН уверены – прежде, чем внедрять беспилотное судовождение, нужно провести исследование для оценки последствия его применения. «Необходимо провести всестороннее исследование с привлечением различных специалистов для оценки необходимости и последствий внедрения таких технологий. Учитывая особенности Арктического региона, его «хрупкости», опираться только на экономические выгоды не следует», – считает Медея Иванова.
В 2021 году объем грузоперевозок в акватории Северного морского пути за счет нефтегазовых инвестпроектов составил 34,85 млн тонн – этот показатель оказался выше, чем в паспорте федерального проекта «Развитие Северного морского пути». В сравнении с 2020 годом объем грузоперевозок вырос примерно на 2 млн тонн.
Повтор публикации от 15.11.2022