В Мурманской области резкого роста цен на бензин не произойдет
В Мурманской области по итогам первой половины сентября средняя стоимость бензина достигла 57,1 руб. за литр. Рост цены топлива за месяц составил 56 копеек. Так, топливо АИ-92 стало дороже на 35 копеек, его цена составила 53,21 руб., бензин АИ-95 стал стоить — 56,63 руб. (рост составил 31 копейку). Топливо АИ-98 выросло в цене на 2 рубля, следует из данных, опубликованных Росстатом.
При этом Мурманская область оказалась на втором месте по стоимости бензина марок АИ-92 и АИ-95 в СЗФО. Первую строчку этого списка заняла Калининградская область. По мнению экспертов, в ближайшей перспективе рост цен в Заполярье будет соответствовать средним показателям по России. «Только порядка 20% из стоимости бензина составляет цена нефти. Все остальное — это налоги (акцизы), стоимость переработки нефти и прибыль, которая закладывается розничными реализаторами бензина и теми компаниями, которые поставляют его в регион. Поэтому цена по субъектам страны будет варьироваться», — пояснил для РБК Мурманск старший научный сотрудник, учёный секретарь Института экономических проблем Кольского научного центра РАН Роман Бадылевич.
По словам эксперта, глобальных потрясений на топливном рынке ожидать не стоит. Он напомнил, что аналогичная ситуация уже имела место: в 2018 году, бензин за несколько месяцев вырос в цене на 3 рубля за литр. «Благодаря снижению акцизов правительству удалось остановить увеличение стоимости топлива. Думаю, в данном случае здесь есть работа и для антимонопольной службы, которая будет более тщательно подходить к крупным нефтеперерабатывающим компаниям», — отметил он.
При существующем росте цен на мировых рынках нефти, курс рубля остается объективно низким. В данной ситуации, по словам эксперта, профильным компаниям гораздо выгоднее поставлять сырье на экспорт, нежели перерабатывать и продавать его в виде бензина на внутреннем рынке. Также на положение дел повлияло и недавнее снижение лимитов по топтивному демпферу - механизму, позволявшему компенсировать часть потерянных доходов нефтяным компаниям, работающим на внутреннем рынке. После этого вопрос с ценой на бензин и дизтопливо на внутреннем рынке обострился, добавил Бадылевич.
Ранее эксперты поясняли, что ближайшей перспективе в регионе не ожидается снижения цен на топливо. По итогам конца II квартала 2023 года причинами роста стоимости бензина стали увеличение налоговой нагрузки на отрасль, а также намерение правительства снизить на 50% выплаты по демпферу с сентября 2023 года. Кроме того, ситуацию оказало влияние ослабление курса рубля и повышение спроса, в том числе сезонное (весной-летом спрос на бензин обычно выше).
Биржевые цены на бензин начали расти в конце апреля — начале мая на фоне объявления планов Минфина РФ о снижении вдвое объема бюджетных компенсаций нефтяным компаниям за сдерживание цен на внутреннем рынке с 60 млрд до 30 млрд руб. в месяц.