На обследование затонувшего плавдока в Мурманске не нашли подрядчика
АО «Ленморниипроект» не нашло подрядчика для подводного обследования затонувшего плавучего дока «ПД-50» в Мурманской области. Как следует из карточки лота в Единой информационной системе в сфере закупок, на участие в аукционе было подано три заявки, однако ни одна из них не соответствовала требованиям извещения.
Начальная цена контракта составляла 240,5 млн руб. Победитель торгов должен организовать подводные работы, проводимые водолазами, аквалангистами или с использованием прочих технологий, а также различные гидротехнические работы. Срок исполнения контракта — до 27 февраля 2026 года.
Организация также не смогла найти исполнителя инженерно-геодезических изысканий с начальной ценой контракта 7,4 млн руб., поскольку на участие в аукционе не было подано ни одной заявки. Подрядчиком по проведению обследования на предмет наличия взрывоопасных предметов стало АО «Искатель» из Санкт-Петербурга, за работы заплатят 15,7 млн руб. Кроме того, комиссия завершила прием заявок на выполнение полевых инженерно-геологических изысканий на суше за 10,5 млн руб. До 10 декабря «Ленморниипроект» продолжает прием предложений от потенциальных исполнителей на проведение инженерно-геофизических исследований акватории за 51,5 млн руб. и инженерно-геофизических исследований за 21 млн руб. Заявки на торги по разработке технологических решений принимаются до 12 декабря, начальная цена контракта составляет 54 млн руб.
Конструкция затонула в октябре 2018 года: плавучий док «ПД-50» получил разрыв корпуса, погибли два работника судоремонтного завода. По версии следствия, инцидент произошел по вине начальника плавучего дока, который не обеспечил равномерное затопление балластных отсеков дока забортной водой при погружении его с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» в акваторию Кольского залива Баренцева моря. Позже его признали виновным в нарушении правил безопасности при ведении работ, повлекшем по неосторожности смерть двух лиц и причинение крупного ущерба, он получил наказание в виде 4,5 года лишения свободы.
Поднять затонувший «ПД-50» власти региона хотели еще в 2018 году. Спустя четыре года стало известно о том, что проект операции по подъему дока готовит компания «Роснефть», губернатор Андрей Чибис в ходе итоговой пресс-конференции сообщал, что док «должен быть поднят в любом случае, в том числе для развития 82 СРЗ», при этом сроки работ должны были уточнить в начале 2023 года.
В мае 2025 года в ходе рабочего визита в Мурманскую область решить вопрос с затонувшей конструкцией поручил вице-премьер Дмитрий Патрушев. Он отметил, что проект по подъему «ПД-50» «будет масштабным и даже уникальным, так как подобных по размеру затонувших объектов в нашей стране до сих пор утилизировать не приходилось».
Предписание правительству региона поднять затонувший «ПД-50» выдал капитан морского порта Мурманск в середине июня 2025 года. Работы необходимо выполнить до 12 июня 2026 года. Средства для разработки проектной документации и проведения работ выделят из федерального бюджета. Для проведения операции с 1 июля в Мурманской области введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера. Работы планируют завершить к концу 2026 года. Ответственность за удаление дока и проектную документацию возложена на ФГУП «Росморпорт», а исполнителем проектных работ стало АО «Ленморниипроект».
По данным СМИ, Минобороны России оценило причиненный от затопления плавдока ущерб в 69,7 млн руб., а собственник плавдока — 82 судоремонтный завод — в 221,2 млн руб.