Глава Росрыболовства: удержание судов в Норвегии — захват собственности
В Норвегии задержали шесть российских рыбопромысловых судов. Об этом в рамках рабочей поездки в Мурманск сообщил глава Росрыболовства Илья Шестаков. Он подчеркнул, что происходящее по сути является захватом собственности другой страны. «Ограничения, которые ввели норвежцы по ремонту рыбопромысловых судов, — незаконные, они фактически удерживают 6 рыбопромысловых судов у себя — это захват собственности другой страны. Мы надеемся, что разум возобладает и суда вернутся в родной порт после ремонта», — прокомментировал чиновник.
В то же время, по словам Ильи Шестакова, не во всех случаях ситуация является критичной. «Мы сейчас работаем вместе с компаниями норвежскими, наш представитель по Росрыболовству находится в Норвегии, отрабатывает возможные механизмы. В целом, мы видим, что ситуация не везде такая критичная, на некоторых верфях начался ремонт, и мы надеемся, что в течение ближайшего времени он закончится и суда смогут выйти. Но не на всех. И поэтому наша задача — сделать так, чтобы на всех верфях ремонт закончился, суда были возвращены их собственников и не удерживались незаконно», — подчеркнул глава Росрыболовства.
В последние годы более двух третей крупно- и среднетоннажного флота (обеспечивает большую часть вылова) осуществляли плановый и внеплановый ремонт, а также модернизацию на судоремонтных верфях за рубежом. В 2022 году речь шла примерно о 400 наиболее современных и эффективных судах, ремонтировать которые отечественные предприятия не имеют технической возможности. Еще в прошлом году в Росрыболовстве уточняли, что ведомство в курсе отдельных случаев отказа обслуживания российских рыбопромысловых судов в иностранных портах. По данным ведомства, услугами иностранных портов пользовались около 600 российских судов, при этом отказы в обслуживании получали далеко не все. Тогда в ведомстве заявили, что такие случаи рассматривают как «пример политики двойных стандартов», которые создают «в первую очередь угрозу безопасности мореплавания».
Норвегия ввела запрет на вход в порты для российских судов в мае 2022 года. Исключением были рыболовецкие суда. Страна ужесточила контроль в октябре 2022 года — российским рыболовецким судам позволили швартоваться лишь в Ботсфьорде, Тромсё и Киркенесе. В мае 2023 года полиция Норвегии ограничила возможность сходить на берег экипажам российских судов в портах Киркенес и Ботсфьорд.
Текущая ситуация с удержанием судов в Норвегии — результат политического прессинга, прокомментировал представитель от правительства Мурманской области, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов. «Надо говорить откровенно: Норвегия находится под очень мощным политическим прессингом, прессингом в первую очередь со стороны Соединенных Штатов, как и другие европейские государства. Это не вопрос нормальных экономических отношений, это вопрос выстраивания общезападной политической линии, антироссийской линии, линии на дальнейшее ужесточение санкций, совершенно необоснованных в отношении нашей страны», — пояснил Долгов.
Он также подчеркнул, что с Норвегией прекращены не все экономические контакты. «Не все экономические контакты свернуты, да, вопросы, связанные с судоремонтом, фактически сейчас услуги, по сути, прекращены, но определенное обслуживание наших рыболовных судов в портах Норвегии продолжается. Надо быть готовыми к тому, что это может прекратиться в любой момент», — отметил сенатор.