Дорогу «вторичке». Какие авто выбирают мурманчане и что будет с рынком
В I квартале 2023 года в Мурманской области продажи автомобилей с пробегом выросли на 11,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К такому выводу пришли аналитики онлайн-платформы Авито Авто (есть в распоряжении РБК Мурманск). При этом средняя цена авто с пробегом в регионе составила 480 000 рублей, что на 9,1% выше показателя I квартала 2022 года.
Рынок не меняется
Обстановку на автомобильном рынке Мурманской области можно охарактеризовать как стабильную. Об этом сообщил представитель компании «Автоэксперт51» Игорь Харченко. «Если открыть объявления о продаже автомобилей в Мурманской области, то можно увидеть порядка 3 тысяч машин. Из месяца в месяц этот объем не меняется», — объяснил эксперт отрасли.
По данным Авито Авто, в январе-феврале 2023 года спрос на автомобили с пробегом в Мурманской области вырос на 4,3%. При этом доля объявлений о продаже иномарок с пробегом в возрасте до 3 лет на платформе в начале года составила 88,4%. Средняя стоимость авто с пробегом иностранных брендов составила 2 799 000 рублей. Средняя цена автомобилей российского производства в январе-феврале 2023 года — 1 199 000 рублей.
«Хороших автомобилей все меньше и меньше, потому что пробеги у них все больше и больше, — прокомментировал Игорь Харченко. — В Мурманске в большинстве случаев все люди ищут полный привод. Дешевые автомобили до 200–300 тысяч как стоили, так и стоят. А свежие автомобили постепенно растут в цене».
Везут из заграницы
В начале года о вероятном подорожании автомобилей говорили многие эксперты. Автомобильные дилеры делали конкретные прогнозы — большинство из них высказались о том, что автопроизводители перепишут прайс-листы, подняв ценники на 7%–10%. Этим можно объяснить интерес к подержанным автомобилям. «За год предложение иномарок в Мурманской области выросло на 10,2%. Спрос также увеличился на 10,1%. В начале 2023 года на иномарки пришлось 84,5% от общего спроса на авто с пробегом. Доля моделей отечественных производителей в структуре предложения авто с пробегом в возрасте до 3 лет на Авито Авто в регионе составила 11,6%», — сообщили аналитики.
В регионе заметно растет количество машин иностранных производителей, подтвердил Игорь Харченко. «Все больше становится автомобилей, привезенных из других стран — Америки, Европы, Кореи. Везут как свежую «бэушку», так и новые автомобили. Здесь есть свои тонкости. К примеру, «бэушку» в большинстве случаев люди хотят купить подешевле, а продать подороже. Поэтому везут не очень качественные машины, нужно смотреть, все проверять», — объяснил эксперт.
В регионе, как и в России в целом, продолжается экспансия китайского автопрома. Как уже сообщалось, в КНР больше автопроизводителей, чем в любой другой стране — более 80 марок. В России из них наиболее популярны Geely, Haval, Chery и Changan. Недавно в регионе появился бренд OMODA. «В поле моей работы они попадут, я думаю, не раньше чем через год-два. Когда «вторичку» начнут продавать, посмотрим, насколько у нее качественные детали, узлы, агрегаты — в дальнейшем будет видно», — пояснил Игорь Харченко.
Еще один свежий тренд на авторынке — появление электромобилей. «Лет 5 назад можно было увидеть одну «Теслу», которая ездит по городу. Сейчас у нас все больше «электричек» — «Фольксваген» айтишный стоит, продается. То есть люди потихоньку выкупают современные технологии. Плюс, «гибриды». Эра «гибридов» началась также лет 5 назад. Сначала они стоили безумных денег, поэтому немногие их могли себе позволить, а сейчас, когда они на «вторичке» подешевели, начинают попадаться», — прокомментировал эксперт.
За ключом — в Финляндию
С конца февраля 2022 года расходы российских автомобилистов увеличились на десятки процентов. Подорожали не только новые автомобили, но и запчасти, расходники, ремонт и страховка. С наличием тех же комплектующих в регионе сегодня проблем нет, отметил Игорь Харченко. Но цены на ремонт, как считает эксперт, завышены. «Так как многие официальные представители ушли из России, дилерские центры выполняют функции обычного сервиса — являются станциями по обслуживанию машин. При этом они сохранили ценник официалов. Также есть проблемы, связанные с использованием программного оборудования — когда, к примеру, производитель блокирует оригинальные сканеры, из-за чего их обслуживание становится невозможно», — прокомментировал Игорь Харченко.
В ряде случаев владельцы вынуждены обращаться за помощью к компаниям за рубежом. «Допустим, нужен новый ключ от автомобиля — это относится к владельцам марок «Мерседес» или «БМВ». В этом случае без помощи официальных дилеров никак. Знаю, что недавно, чтобы решить проблему, автовладелец возил машину в Финляндию, провел сделку по ее продаже и, после того, как ключ сделали, выкупил ее обратно», — сообщил эксперт.