Перейти к основному контенту

Я статья, которая устроит вас на работу в РБК

Для редакторов

Можно без опыта

Шанс попасть в крупное медиа

Мурманск⁠,
0

Фуры за 130. Что происходит на рынке грузоперевозок Мурманской области

Эксперты и транспортники рассказали о ситуации на рынке транспортных услуг, который совсем недавно пережил последствия пандемического спада, а теперь пытается справиться с санкционными ограничениями
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Транспорт — одна из важнейших составляющих экономики Мурманской области. Северный регион, как и любой другой, обладает своей спецификой. Мурманская область по сравнению с другими субъектами отстает по объемам производства. Продукты питания, предметы первой необходимости, медицинские препараты, стройматериалы — все это доставляют в Заполярье различными видами транспорта, в том числе автомобильным.

Эффект пандемии

Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений в Мурманской области — строящаяся специализированная верфь у села Белокаменка обеспечивала работой транспортников в последние несколько лет, делится представитель компании «КИТ» (в 2022 году вошла в реестр системообразующих организаций, важных для жизнеобеспечения различных отраслей и регионов — прим. ред.) Максим Высоцкий. Возведение мощностей компании «Новатэк» продолжалось и в пандемию, всего раз сообщалось о приостановке работ в связи с распространением коронавируса.

«Новость о том, что жители России уходят на вынужденные каникулы из-за коронавируса, вызвала тревогу. Весной 2020 года замерли и клиенты, и грузоперевозчики. Примерно то же случилось весной текущего года», — вспоминает Высоцкий.

У компании «КИТ» нет своего автопарка, машины арендуют у партнеров. Занимаются перевозкой сборного груза, то есть одна заполненная фура на складе в Санкт-Петербурге по пути следования в Мурманск может завезти отправления в другие города, где есть терминалы. «В феврале-марте ясности не было ни у кого, из-за чего компании стали массово закупать товары по своему профилю, чтобы заполнить склады. Мы обращались к партнерам за машинами, и был непродолжительный период, когда нам отказывали — а вдруг не станет запчастей, взлетят цены на топливо и так далее? Пришлось поднять тарифы, это сделали и конкуренты. Благодаря тренировке в пик пандемии, буквально в течение месяца все, можно сказать, пришли в себя и продолжили работать», — отмечает представитель транспортной компании.

Ценовая политика

Часто доставка грузов в Мурманскую область сопряжена с риском для перевозчиков. «К нам фуры едут не меньше, чем 130 тыс. рублей с НДС — это ставка по рынку, а уезжают уже за 70–80 тыс. с НДС, потому что иначе никак — везти нечего. Либо компании устанавливают стоимость 150 тыс. с НДС и выше, чтобы подстраховаться — на случай, если не будет обратного груза», — объясняет Максим Высоцкий.

Из Мурманска, как правило, следуют авторефрижераторы, груженые рыбными продуктами. Они же и демпингуют на рынке, так как знают, что заработают на рейсе, говорит Высоцкий. Также в регионе сохраняется спрос на перевозку личных вещей, в том числе из-за оттока жителей.

«Мы осуществляем перевозки малотоннажным грузовым транспортом, ездим по Мурманску, области, но и в другие регионы тоже, по всей России. Часто обращаются военнослужащие, которые меняют место дислокации, поступают заказы от военных пенсионеров, которые уезжают из Мурманской области. Из других регионов привозим продукты питания, стройматериалы. Стоимость наших услуг весной не поднимали. Сейчас стали реже заказывать отправления в южные регионы, но в целом спрос сохранился, конкуренция тоже — компаний на рынке представлено много», — комментирует ситуацию с грузоперевозками в Мурманской области представитель транспортной компании «Эверест» Николай Звонцев.

Санкционное давление как стимул

Несмотря на то, что в 2021 году российский рынок онлайн-торговли оставался самым быстрорастущим сегментом ритейла, крупные грузоперевозчики в Мурманской области ориентированы на доставку больших грузов.

«Одна из крупных компаний перед Новым годом в качестве эксперимента сделала упор на доставку от физических лиц и интернет-торговли, но «просела» — не справилась с количеством грузов», — рассказывает представитель компании «КИТ».

Сам рынок грузоперевозок из-за западных санкций меняется постоянно. В 2022 году грузы из Европы, в том числе и на Кольский полуостров, доставляют через Казахстан — компании создают в республике юрлица, растаможивание отправлений происходит в России. Это подтвердили и представители отрасли в Мурманске. По состоянию на июнь текущего года количество заявок на перевозку из Казахстана увеличилось более чем на 76%, из Грузии — более чем на 100%.

Арктический перецеп

С 10 октября в России вступит в силу постановление о запрете перевозок грузов по России компаниям из стран, которые ввели транспортные ограничения против Москвы.

По информации Минтранса РФ, доставка грузов автотранспортом из «недружественных стран» конечным получателям по территории России продолжит осуществляться путем перегрузки или перецепа на российские и белорусские транспортные средства. В частности, в Мурманской области зоны таможенного контроля будут работать в Мурманске, Печенгском, Кольском и Кандалакшском районах.

Эксперты в области логистики полагают, что очереди на границы и дефицит перевозчиков могут привести к неизбежному росту цен на перевозки. Рынок уже ведет себя крайне нестабильно.

«С момента объявления о предстоящих ограничениях на въезд перевозчиков из ЕС волатильность ставок на отдельных направлениях начинается от 10% и достигает уже 30%, рынок ведет себя крайне нестабильно. Только за прошедшие выходные фиксируется сокращение предложений по транспорту готовому к загрузкам в направлении РФ на 30%, и дальше дефицит будет только расти. Увеличение простоя на пограничных пунктах также приведет к повышение стоимости перевозок», — считает Ольга Федоткина, исполнительный директор национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики.

Авторы
Теги

Я статья, которая устроит вас на работу в РБК

Для редакторов

Можно без опыта

Шанс попасть в крупное медиа

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней
Лента новостей
Курс евро на 11 ноября
EUR ЦБ: 93,93 (+0,09)
Инвестиции, 11 ноя, 01:41
Курс доллара на 11 ноября
USD ЦБ: 81,01 (-0,21)
Инвестиции, 11 ноя, 01:41
Все новости Мурманск
В Финляндии выросло число преступлений против россиян на почве ненависти Политика, 01:05
Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны #всенабиржу!, 01:00
Франция поможет разработать Конституцию Палестины Политика, 00:46
Робот Aidol с искусственным интеллектом упал во время его презентации Общество, 00:33
Суд восстановил права российской компании на аналог лекарства AstraZeneca Бизнес, 00:15
Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке #всенабиржу!, 00:10
Эксперты зафиксировали падение инвестиций в недвижимость России Недвижимость, 00:09
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
«Сделал все, чтобы убрали». Что говорят об уходе Станковича из «Спартака» Спорт, 00:00
Каждый пятый работоспособный россиянин — самозанятый. Что значит этот бумПодписка на РБК, 00:00
Договор на троих: почему маркетплейсам пока не удалось договоритьсяПодписка на РБК, 00:00
Россияне вдвое нарастили спрос на рефинансирование кредитов Финансы, 00:00
FA рассказал о решающей зиме в конфликте на Украине Политика, 11 ноя, 23:55
Баку выразил соболезнования Анкаре после крушения военного самолета Политика, 11 ноя, 23:51
Власти Германии нашли способ расторгнуть контракт по «Ямал СПГ» Бизнес, 11 ноя, 23:39