За 3 года «Норникель» вложит 44 млрд руб. в арктические активы
С 2024 по 2027 годы «Норникель» планирует проинвестировать свыше 44 млрд руб. в два своих крупных транспортных актива в Арктике — Мурманский и Заполярный транспортные филиалы, которыми он владеет по направлению Севморпути (СМП). Об этом, как сообщает издание Кonkurent.ru, заявил вице-президент по федеральным и региональным программам ПАО «ГМК Норильский Никель» Андрей Грачев на IX Восточном экономическом форуме во Владивостоке.
В составе Мурманского филиала значатся собственный портовый терминал в Мурманске, морской флот высокого ледового класса ARC-7 (5 сухогрузов и 1 танкер) и портовый ледокол, а в Заполярный входит собственный терминал в морском порту Дудинка.
Указывается, что инвестиционная деятельность компании по расширению СМП связана также и с обновлением и реконструкцией жилого фонда и социальных объектов в АЗРФ. Сумма затраченных на это средств составит 81 млрд руб., общий бюджет комплексного плана должен насчитывать 120 млрд руб., пояснили в компании.
Размер инвестиций обусловлен постепенным наращиванием грузоперевозок по СМП после спада, связанного с действиями Запада. По данным «Норникеля», объем перевозимых грузов по СМП до 2020 года насчитывал порядка 1,4-1,6 млн тон ежегодно. Пиковое значение было достигнуто в 2022 году — 2,1 млн тонн. Вместе с тем с 2023 года показатель стал снижаться на фоне геополитических изменений. В итоге в 2023 году компания перевезла 1,9 млн тонн, а по настоящий момент 2024 года — 1,6 млн тонн.
В части инвестиций, связанных с грузоперевозками, — ледокольное оснащение. Компания заключила долгосрочный договор до 2041 года, согласно которому ледокольное обеспечение будет производиться судном проекта 22220 «Сибирь».
Ранее «Норникель» заявил о намерениях направить 150 млрд руб. на разработку Колмозерского месторождения в Мурманской области. В компании сообщили, что первую продукцию на месторождении планируется получить уже в 2026 году. На проектную мощность — 45 тыс. т карбоната лития — там предполагают выйти в 2030 году.
Как ранее РБК Мурманск сообщил доктор экономических наук заместитель председателя общественного совета комитета по делам Арктики Санкт-Петербурга Алексей Фадеев, в морские проекты, прямо или косвенно связанные с развитием Северного морского пути, должно быть проинвестировано порядка 19,5 трлн руб. Здесь, по его словам, особенно важно говорить о модернизации Октябрьской железной дороги. Эффективность СМП во многом определяется наличием и количеством железнодорожных подходов к трассе, отмечал он.