«Разработка 60-х годов». Мурманский рыбопромышленник о развитии отрасли
В ближайшие годы ООО «Северо-западная рыбопромышленная компания-Мурманск» (СЗРК-Мурманск) планирует построить 9 судов — 4 тральщика и 5 краболовов. При этом, как отметил директор СЗРК-Мурманск Владимир Журавлев, наиболее остро стоит вопрос насыщения флота оборудованием — по информации владельца компании, сегодня в России нет ключевых разработок, позволяющих снабжать отечественные корабли. «На сегодняшний день мы построили 3 тральщика — «Норвежское море», «Баренцево море» и «Белое море», надеюсь, летом мы выйдем на промысел. По краболовам ситуация настолько плачевная, что я вам даже могу сказать, что один — да, мы успели завезти оборудование, 4 остальных корабля мы не знаем, чем насыщать», — сообщил Владимир Журавлев.
Глава предприятия пояснил, что в первую очередь в России необходимо спроектировать главный двигатель, который является основой. «Я сторонник того, чтобы максимально заменить (оборудование — прим. ред.), начиная со снабжения и заканчивая отечественными аналогами, оригинальными разработками. Потому что сейчас мы в отсутствие альтернатив рассматриваем китайцев. Что делают китайцы — тут же подняли стоимость своих двигателей в 2 раза по сравнению с европейскими. Современный главный двигатель одной из известнейших компаний стоит на 30% дешевле, чем скопированный аналог предыдущей серии, который сделали китайцы. У нас выхода нет, я неоднократно заявляю о том, что если мы хотим развивать свое судостроение, первое, с чего мы должны начать — проектирование российского главного двигателя», — прокомментировал Владимир Журавлев.
Директор СЗРК-Мурманск также подчеркнул, что в создании двигателя и другого судового оборудования должны быть заинтересованы прежде всего власти. «У нас на сегодняшний день главный двигатель разработан — тепловозный двигатель, это разработка 60-х годов. А для нас, для рыбаков нужно, чтоб он ел мало солярки, имел большой ресурс, соответственно, минимальные и удобные регламентные работы, чтоб на нем были. Вот все, что нам нужно. Мы с удовольствием купили бы российские двигатели, рефсистемы и так далее. Но, к сожалению, так сложилось. Хорошо, если сейчас психология поменяется в головах в первую очередь чиновников — ребята, нам нужно развивать производство. Вот мы рыбаки, мы — производственники. То есть мы не теоретики», — пояснил Владимир Журавлев.
О том, что практически все ведущие зарубежные поставщики запчастей, считающиеся лидерами в судовом оборудовании, отказались поставлять в Россию свою продукцию и направлять сервисных инженеров для ее обслуживания, «Российская газета» писала в мае прошлого года. Эксперты в Мурманске высказывали мнение о том, что, в частности, необходимо изымать территории бывших судоремонтных заводов, сносить старые цеха и строить новые производства. Также рыбопромышленники высказывали готовность инвестировать средства в строительство дока и цехов.
В конце 2022 года сообщалось о том, что крупнейший на Северо-Западе России док для ремонта кораблей и судов водоизмещением до 100 тыс. тонн будет построен в Мурманске в 2024 году.